Не получится отомстить Минску: Вильнюс остался без европейской поддержки

Сегодня можно смело констатировать, что Евросоюз и США бросили Литву вместе с ее параноидальными планами «отомстить» Минску за строительство атомной станции.

Официальный Вильнюс потерпел поражение в «борьбе» с БелАЭС, поскольку так и не сумел не только «остановить стройку», но даже не сумел заставить партнеров из стран ЕС единогласно запретить поставки белорусской электроэнергии на европейский рынок.

Получается, что по факту литовская элита осталась у разбитого корыта, как старуха в сказке Пушкина. Изначальная идея фикс стать «владычицей морской», зиждящаяся на постройке собственной атомной станции и компенсации по закрытию Игналинской АЭС, себя не оправдала.

ЕС практически прекратила финансировать в этом вопросе прибалтийскую республику, а значит, замещение атомной энергетики уже вряд ли случится. Да и «насолить» белорусам, посмевшим строить свою атомную станцию, тоже не представляется возможным.

Как известно, Литва всегда являлась единственной страной в ЕС, которая выступала против строительства БелАЭС.

Долгое время Вильнюс рассчитывал на поддержку стран-соседок, как то Латвии, Эстонии и Польши. Кроме того, был немалый расчет и на США. И вот, в итоге, Литва жестоко просчиталась по всем пунктам своих надежд и чаяний, а значит, просчиталась и на энергетическом фронте в целом.

3 октября 2019 года президент Латвии отклонил просьбу Литвы о блокировке белорусского электричества. Экономическая заинтересованность в развитии взаимовыгодных отношений с Беларусью оказались важнее «панических атак» Литвы. Эстония тоже рекомендовала Литве «перестать витать в облаках».

В свою очередь, польские эксперты в сфере энергетики также отмечают, что шаги Литвы по противодействию БелАЭС были несвоевременными, и в настоящее время новое литовское руководство желает лишь одного: выйти из спора, сохранив лицо.

Таким образом, тезис об изначальной политизации данного вопроса правительством Литвы подтверждается.

Самым же неожиданным и болезненным для Литвы оказалась позиция главной «надежды и опоры» Вильнюса — США. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис встретился с министром энергетики США Риком Перри.

В ходе этой встречи глава литовского кабмина, безусловно, подчеркнул, что БелАЭС небезопасна и что Вильнюс хочет блокировать импорт электроэнергии со станции.

Перри, вот душа человек, пообещал поддержку, однако позднее сообщил, что Вашингтон не будет вмешиваться в дискуссию о безопасности строящейся в Беларуси АЭС: «Нашей целью не является ведение переговоров о строительстве атомной электростанции в Европе, и я оставил бы это лидерам стран Литвы с Беларусью и МАГАТЭ». Вот это удар! Да нет, это уже нокаут.

Окончательно «добили» Литву высказывания заместителя министра энергетики США Риты Барануол, которая констатировала следующее: «США призывает Литву и Беларусь продолжать общение и сохранить прозрачность. Я бы сказала, что реакторы ВВЭР, сходные с устанавливаемыми на БелАЭС, безопасно работают в мире. В будущем топливо для них отчасти могли бы поставлять и американские поставщики. Это уже делается на некоторых электростанциях мира».

Достаточно резкие заявления в отношении политики Литвы прозвучали и от других американских граждан.

Так, бывший заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер также раскритиковал Литву за ее позицию по БелАЭС: «Литва совершила ошибку, применив максималистскую политику в отношении Беларуси и Островецкой АЭС…Я думаю, это изначально не была реалистичная политика».

Очевидно, что ЕС и США не намерены поддерживать фобии Литвы на энергетическом рынке. Для стран, соседствующих с Беларусью, запуск и работа БелАЭС экономически выгодны и они не собираются отказываться от сотрудничества и партнерства с Минском.

Что же касается Вашингтона, несомненно одно: в условиях потепления отношений между США и Беларусью конструктивная позиция по БелАЭС принесет двум государствам больше политических дивидендов, чем конфронтационная. Что же в этой ситуации остается литовской политической элите?

Только одно: раз уж они не смогли повлиять на ситуацию, может быть, пришло время просто поменять к ней, наконец, отношение?

 Последние новости Беларуси и мира