Политический конфликт с руководством Литвы по БелАЭС набирает обороты и выходит на новый уровень. Вильнюс не только отклонил конструктивное предложение внешнеполитического ведомства Финляндии о проведении трехсторонних консультаций по атомной станции, но и на перезахоронении останков участников восстания 1863 года призвал Польшу отказаться от покупки электроэнергии и инициировать новые санкции в отношении России.
Незадолго до этого министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто во время своего визита в Минск предложил провести трехсторонние консультативные встречи совместно с представителями компетентных ведомств и ученых Литвы и Беларуси для обсуждения темы строительства и запуска БелАЭС. «Есть известная ситуация с БелАЭС, и мы знаем об озабоченности Литвы в этой сфере. Мы пригласили экологических экспертов из Беларуси и Литвы в Финляндию для того, чтобы обсудить озабоченность в этой сфере в трехстороннем формате», – отметил Хаависто.
Финский министр предложил эти консультации с целью инициирования полномасштабных переговоров для урегулирования всех споров, так как постоянные демарши Вильнюса против строительства атомной электростанции в Гродненской области существенно мешают подписанию соглашения о приоритетах партнерства между Беларусью и Европейским Союзом. То есть, Пекка Хаависто решил выступить в качестве посредника и примирителя в деле дальнейшей интеграции республики в европейское сообщество, но натолкнулся на резкое неприятие подобных дипломатических инициатив со стороны Вильнюса.
Представители литовского руководства поспешили отказаться от предложенного формата консультаций, сославшись на то, что в переговорах о будущем БелаАЭС должны участвовать не только представители Еврокомиссии, но и чиновники ведущих европейских государств, так как это якобы не только региональная, а европейская проблема. Об этом во вторник заявила во время интервью литовской радиостанции Žinių radijas Аста Скайсгирите, руководитель президентской группы по внешней политике.
С одной стороны, может показаться, что Литва сама срывает планы по дальнейшему втягиванию нашей республики в различные европейские проекты. Но тут все намного сложнее, так как будучи в авангарде борьбы с ЕАЭС и всеми интеграционными инициативами России на постсоветском пространстве, Вильнюс пытается уже по заказу Вашингтона активно втянуть в данный искусственный конфликт по БелАЭС и другие восточноевропейские страны и в первую очередь, Польшу.
Так во время перезахоронения останков повстанцев 1863 года в Вильнюсе в минувшую пятницу, президент Литвы Гитанас Науседа предложил президенту Польши Анджею Дуде инициировать в ЕС новый пакет санкций в отношении России в связи со строительством Росатомом на территории Беларуси атомной электростанции. Очевидно, что это предложение не достигнет своей цели, но можно предположить, что этот выпад должен стать еще одним шагом в деле усиления кампании против укрепления единого Союзного государства.
Похоже, что президента Литвы взбесил тот факт, что никто из высшего руководства Беларуси не приехал на перезахоронение якобы останков польского националиста Константина Калиновского. Акция, нацеленная на торжественное создание символа борьбы против клятой Российской Империи и за незалежность Беларуси фактически провалилась. Необходимый эффект не был достигнут, а значительные средства и привлечение множества групп либеральной и правой белорусской оппозиции не смогли расшевелить общественное мнение внутри республики.
Правда, эксперты считают, что посиделки лидеров Польши и Литвы и их ритуальные заклинания мало что изменят и тем более не приведут к серьезной кампании за организацию новых санкций, так как сохранились давние противоречия между самими этими странами. Так, например, доцент кафедры истории южных и западных славян Исторического факультета МГУ Юрий Борисенок, комментируя переговоры между лидерами Польши и Беларуси, посчитал их традиционными сотрясениями воздуха и ритуальными протестами.
По его мнению, реальному совместному союзу между Литвой и Польшей мешают давние исторические противоречия из-за того же Вильнюса, который поляки считают своей землей. И, как не смешно, но отрицание результатов пакта Молотова-Риббентропа и послевоенного устройства Восточной Европы будет усиливать претензии Польши на часть современной Литвы. Поэтому и не стоит ожидать серьезного блока этих стран в деле борьбы против Беларуси и России.
Можно было бы согласиться с этим, если бы не два фактора. За Вильнюсом и Варшавой стоит один новый хозяин и суперарбитр – Вашингтон, который направляет и координирует их внешнеполитические усилия. Кроме этого, Варшава вынашивает планы создания широкой конфедерации восточноевропейских государств, которая должна возродить Речь Посполитую на новом историческом этапе и стать настоящим противовесом и санитарным кордоном против России, ЕАЭС и Союзного государства.
Поэтому следует ожидать от Вильнюса дальнейшего нагнетания ситуации на границе с Беларусью, новых шагов, рассчитанных на вовлечение других стран ЕС против строительства и запуска БелАЭС с целью энергетической изоляции республики.
Фото: eurasia.expert