В Беларуси оживилась театральная жизнь и в Минске идут показы новых постановок, которые явно выходят за рамки привычных систем и являются экспериментами. В первую очередь речь идет о спектакле Владимира Щербани «Левые диссиденты», которая и вызвала большие споры, так как с одной стороны советское прошлое представляется в негативном и даже абсурдном ключе, а с другой поднимается дискуссия о жизненности идей социальной справедливости.
Удивительно, что социалистическими идеями вдруг заинтересовались либеральные актеры и режиссёр, который довольно далек от левого движения как такового. Наоборот, театр HUNCHtheatre – это международный театральный проект с головным офисом в Лондоне. Основан Владимиром Щербанем – режиссером из Беларуси, и Оливером Беннеттом – британским актером и драматургом в мае 2018 года. Собственно, этот театр и начал свою жизнь 1 октября прошлого года как раз с презентации пьесы «Левые диссиденты».
Можно сказать, что режиссер решил использовать тему соцреализма, но он, наоборот, представив послевоенное время в Белорусской ССР в виде фантасмагории и нагромождения выдуманных уродливых образов в которых были собраны все нынешние представления о том времени с ГУЛАГом, нищетой и голодом. Весь сюжет крутится вокруг того, что выпускница Могилевского педагогического института Вика отправляется отрабатывать распределение в маленький поселок. Естественно, что жилье от сельсовета ей не предоставили, а подселили в дом героя Великой Отечественной войны Софье Николаевне.
Весь подвиг хозяйки дома заключался в том, что во время войны она не позволила нацистам угнать колхозных свиней. Во время акции она получила травмы и ожоги, после которых не может иметь детей. И весь ее мир теперь вращается вокруг мужа Анатолия, который был арестован после войны и осужден за хищения с местной нефтебазы. Отбывающий свой срок в Мордовском лагере, он пишет душераздирающие письма жене, которые и зачитывает юный педагог Вика. Софья Николаевна, оказывается, из-за тяжелых условий жизни так и не смогла научиться писать и читать. Это при всеобщем-то обязательном начальном образовании и многолетних программах ликвидации неграмотности!
Обе женщины только и занимаются, что собирают передачи, ждут письма, а попутно обсуждают военные годы, советский строй, плановое хозяйство и перспективы социалистического строительства в своем колхозе и республике в целом. На этом, видимо, их диссидентские дискуссии не ограничиваются, так как выясняется, что мордовских лагерях образовывается организованная преступная группа, которая стала контролировать все действия охраны, воров в законе, обычного контингента и всех находящихся в заключении. Фактически в лапы новоявленной мафии и беспросветную кабалу попадают все обитатели зоны, в том числе и муж Софьи Николаевны.
Теперь вся активность двух женщин направлена на то, чтобы спасти Анатолия, а попутно вызволить из двойной неволи всех остальных зеков. Фантастическая история для сталинского СССР по ходу спектакля обрастает подробностями и превращается в абсурд, вызывая у многих тихий ужас своей невообразимостью. На это, видимо, и строится расчёт, чтобы вогнать зрителей в состояние шока и легкого ступора, вызывав конфликт сформировавшихся представлений с показываемой картиной мучений двух советских женщин.
Интересны впечатления людей, которые смогли лицезреть этот «шедевр» и оставили под официальной рекламой и рецензиями свои отклики. «Ты сидишь и не знаешь, то ли сгорать от стыда от чудовищности показанного и высказанного, то ли смеяться в голос. Очень злая постановка, но и очень освежающая», – пишет Павел Канаш.
Таня Артимович, исследовательница, режиссер, а также основательница платформы перформативных практик «зЕрне» пишет следующее: «Сам текст невероятно музыкальный, сложный и колючий. Атмосфера в зале была как никогда накалённой и периодически до меня доносилось «ужас, ужас!».
Собственно, сама тема социалистических идей и левого движения вообще тут присутствует случайно и притянута за уши с целью лишь привлечения внимания. Чем бы еще могла либеральная тусовка привлечь внимание к своему новому театральному проекту? Ну модно сейчас куражиться и издеваться над советским прошлым и представлять его уже в виде абсолютного абсурда, жестокой комедии и грубой фальшивки, соответственно, и образы героинь карикатурны и призваны лишь шокировать и вызывать отторжение.
Под видом смелого эксперимента дана лишь провокация с целью вызвать тошнотворное чувство, а попутно и такое же отношение возникает к идее переустройства общества на иных началах, которые по мнению режиссера и коллектива в принципе не возможны. Хотя авторы проекта и пытаются так присоседиться к левым.
В частности, описывая свою деятельность и цели, представители театра HUNCHtheatre сообщают следующее: «Мы стремимся следовать нашему чутью, чтобы создать театр без культурных, лингвистических, политических или бюрократических барьеров. Мы находимся в поисках нового рода отношений между артистами и публикой, ищем родственных по духу талантов по всему миру, чтобы создать новое международное движение. В скором времени филиал театра появится в Германии».
Под «барьерами», видимо, имеют ввиду представления современных белорусов о своем историческом прошлом, которые всячески и пытаются разрушить авторы псевдоспектакля, используя популярность левых идей для привлечения внимания к собственному проекту и вынося их даже в название этого действа. Поэтому декоммунизация в Беларуси и начинается с театральных подмостков с целью привлечения к кампании молодых актеров и любителей искусства.
Фото: teart.by