На фоне всеобщей панической атаки по поводу распространения коронавируса за пределы Китая настроение официальных лиц Беларуси вполне добродушно. 28 января глава беларуского Минздрава Владимир Караник встретился с послом КНР. Они договорились, что «тем, кто возвращается в Беларусь из эпидемиологически неблагополучных районов, будет разрешён выезд из страны после проведения карантинных мероприятий». Об этом пишет Telegram-канал «Трыкатаж».
Министр уверен, что 14 дней карантина на месте, в Китае, достаточно, чтобы коронавирус в итоге не попал на Беларуси.
Завкафедрой инфекционных болезней Белорусского государственного медицинского университета профессор Игорь Карпов успокаивает общественность, что «большинство случаев заболевания в Китае сконцентрированы в одной провинции – Хубэй, центром которой является город Ухань». Количество пациентов с коронавирусом в таких мегаполисах как Пекин или Шанхай ограничено десятками, уверен профессор.
Беларусь долго и тщательно выстраивала отношения с Китаем. Они укрепляются. Результат налицо: погашение внешнего госдолга страны по китайским кредитам в 6,5 раз превысило сумму китайских займов в 2019 году, отрицательное сальдо торговли с КНР составляет 2 млрд долларов. Китай не качает нефть и газ в РБ, но зависимость Беларуси от него растет опережающими темпами.
Вернёмся к коронавирусу. В феврале ожидается въезд на территорию РБ не менее 3 000 граждан КНР. Сообщается, что это студенты и рабочие. На въезде в аэропорту Минска их ждут дополнительный контроль и лабораторное тестирование. Ни о каком сокращении или прекращении авиарейсов из Китая не сообщается.
30 января в Китай назначен новый посол РБ – давнее доверенное лицо Лукашенко, многолетний замглавы АП РБ Николай Снопков. Его задачи – больше торговли, больше кредитов, больше китайцев в беларуских проектах.
И последнее звено пазла – истекающий в ноябре срок договора о совместных усилиях в охране внешней границы СГ. Беларуская сторона не раз выражала неудовольствие его работой. Вот слова Лукашенко пару месяцев назад: «Если иностранный гражданин (австриец, немец, поляк) въехал через границу под Брестом, то его могут под Смоленском не пропустить даже с российской визой. Его возвращают назад: давай въезжай через латвийско-российскую границу или же через (странно!) украинско-российскую. Это что такое?».
Уровень владения ситуацией, который демонстрируют беларуские профессора, и мощь ожидаемой миграционной волны из КНР показывают, что есть все шансы прохлопать коронавирус на въезде. Безвременье, связанное с долгими и нудными, как всегда, переговорами о судьбе «пограничного» договора, создаст условия для проникновения, правдами и неправдами, китайских друзей из РБ в РФ. И есть подозрение, что российские пограничники именно на пропускных пунктах со стороны РБ не слишком к этому готовы.