Что дальше: Беларусь интересна миру только как союзник России

В километрах текстов, написанных после сочинских переговоров Беларуси и России, в основном чёрно-белые оценки в тональности «кто выиграл – кто проиграл». Но о судьбах государств как-то странно рассуждать в категориях хоккейного мачта или лотереи. К сожалению, история не раз показала, что победы бывают безрезультатными, а проигрыши относительными. Об этом пишет Telegram-канал «Трыкатаж».

Запад не собирается быть спонсором

Главный итог переговоров для Лукашенко, если брать внешнеполитический аспект, – потеря ценности для западных игроков. Беларусь если не поставила крест на интеграции с РФ, то задвинула ее в очень долгий ящик. Плата за это – окончание энергетической халявы. Но Запад хотел не этого. Ни ЕС, ни США, вкладывая миллионы в «мягкую силу», не собирались вкладывать миллиарды в Лукашенко.

Теперь РБ даже не мифический мост между Востоком и Западом, а просто страна, чьё геополитическое значение сводится к транзиту нефти и газа, который диверсифицирован Россией. Беларусь была интересна миру в качестве союзника России. В качестве попрошайки в приёмной директоров МВФ или ЕБРР она, увы, не уникальна.

Интеграция ещё возможна

Экономический аспект сочинских бдений корректно оценить сейчас невозможно. Ясно лишь, что халява ушла не полностью. На одном только газе РБ сэкономит более 2 млрд долларов в год. Сколько недополучит привычных подарков на нефти – узнаем, когда случатся реальные контракты. Но, похоже, и тут льготы будут, речь шла о беспошлинных поставках, а это серьезный дисконт даже в том случае, если накрутить сверху премии.

Плюс остаются надежды на то, что РФ согласится смягчить условия кредита на строительство БелАЭС. Пока нынешние «утраты» РБ – это примерно 3-4 млрд долларов халявы и потерявший всякий экономический смысл экспорт с нефтеперерабатывающих заводов.

Стратегический аспект «жизни после Сочи» – в том, что нефтепереработка далеко не последняя отрасль беларуской экономики, которая пропадёт без интеграции. Дальше на очереди аграрный сектор с его 5-миллиардным оборотом, ориентированным исключительно на российский рынок. На плаву останутся IT да добыча калия (и то под вопросом без китайского контракта). Дверь к интеграции ещё не захлопнулась. Но после президентских выборов Россия подготовится к новой 5-летке с Лукашенко – до выборов, похоже, решили не доводить до полного коллапса.

Есть и личный аспект. Вхождение Александра Григорьевича в историю ещё впереди. И теперь большой вопрос, как и с чем он туда войдёт. Интеграция с РФ могла открыть совершенно новую страницу истории суверенной Беларуси. И даже сейчас это ещё возможно. Но окна возможностей закрываются.

 Последние новости Беларуси и мира