Целевой сценарий среднесрочного развития белорусской экономики, которого сейчас придерживаются в нашем правительстве, предполагает, что в 2025 году валовой внутренний продукт достигнет 234,8 млрд рублей и в валютном эквиваленте составит 100 млрд долларов. Реалистичность почти что удвоения ВВП за 7 лет с 2018 по 2025 годы – в рублевом выражении со 121,6 миллиардов до 234,8 и в долларовом выражении процентов на 80 – тема отдельная и в наших условиях без участия инопланетян нереализуемая. Сегодня поговорим о курсе.
Предпосылки для девальвации
Несложно подсчитать, что, по мнению оптимистов из Минэкономики, через 5 лет доллар будет стоить примерно 2 рубля 35 копеек, отмечает Telegram-канал «Зам па ідэалогіі». Вот только с каждым днем сомнений в таком сценарии все больше.
С начала года курс доллара вырос с 2,10 до 2,19 рублей и находится вблизи исторических максимумов, на которых был 4 года назад, а стоимость валютной корзины и вовсе сегодня в пятый раз подряд обновила рекорд. Такими темпами целевой показатель 2025 года мы рискуем увидеть уже нынешней весной.
Конечно, колебания курса были и раньше, но сейчас для девальвации сложились все экономические предпосылки. Внешнеторговый баланс в прошлом году сложился отрицательный. В этом, учитывая резкое охлаждение отношений с Россией, он имеет все шансы оказаться еще намного хуже. А в такой ситуации наше руководство знает неприятный, но действенный прием – снижать себестоимость за счет снижения курса национальной валюты. В последний раз такое было в 2011 году.
Перемен к лучшему нет
Глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико в интервью Naviny.by заявил, что на текущий момент государство нельзя назвать самостоятельным с точки зрения экономики, поскольку вся политика Минска в этом направлении последние 20 лет основывалась на дотациях и их постоянных попытках их получить. При этом, по словам эксперта, дотации вначале предполагали разницу в ценах, а с увеличением стоимости нефти и газа речь стала идти и о финансовых поступлениях.
Бабарико считает, что наша страна испытывает два состояния, основанные на отсутствии перемен и изменениях к ещё более негативному положению вещей, то есть состояние, предполагающее перемены в лучшую сторону, попросту нет.
«Я ни разу не видел, чтобы цены шли вниз, происходил длительный рост благосостояния и качества жизни людей. И это объективно. Мы пребываем лишь в состоянии умирания: медленного или быстрого. Вот и всё», – заявил глава «Белгазпромбанка».
Он привёл расхожее высказывание о том, что политический процесс представляет собой концентрированное выражение экономического. Поэтому, верен специалист, как бы официальный Минск не стал далее действовать в вопросе интеграции с Россией, Беларусь, в качестве самостоятельного государства, в любом случае обречена на поражение политическое либо экономическое, потому что перспектив для иного исхода на текущий момент не видно.
Сейчас Минск находится на распутье. Президент Александр Лукашенко размышляет, как быть дальше: двигаться в сторону Запада, где страну никто не ждёт без статуса «союзник России», либо идти на сближение с Россией для улучшения благосостояния граждан за счёт стабилизации экономики благодаря ценам на энергоносители.