В Евразии все основные мировоззренческие революции были связаны с необходимостью ограничения насилия, то есть зла. Первая такая революция – учение Заратусты. Осуждение с позиции мирных земледельцев набегового образа жизни кочевников, для которых была характерна первобытная диалектика, то есть относительность добра и зла. Отсюда и восприятие насилия как естественной, необходимой части жизни. Об этом на своей странице в Facebook пишет белорусский блогер, публицист Алексей Дзермант.
По мнению публициста, Заратустра был, скорее всего, сам выходцем из кочевого мира, осознавшим необходимость проповеди ценностей иного плана.
«У него впервые появляется понятие абсолютного добра и зла без релятивизма, а вера понимается как сознательный выбор добра. Следуюшим был Будда Шакьямуни, тоже из рода саков, продолжившим этот поиск и давший свой ответ через своеобразную этику отрешения от зла. Христианство со своей этикой сформировалось под очень сильным в зороастризма, как и некоторые течения ислама. Переход от язычества к этим религиям сопровождался внедрением и углублением понятия об абсолютном добре и зле, переходу к новым моральным нормам, снижавшим степень внутригруппового насилия», – пишет Алексей Дзермант.
По его мнению, коммунизм, в принципе, о том же.
«Попытка снизить степень насилия, возникающего в капиталистической системе с его конкуренцией и колониализмом. Победа над абсолютным злом нацизма и влияние на формирование идеологии прав человека. Человечество постоянно находится в поиске мировоззрений, способных уменьшить степень насилия, хотя сами эти поиски могут вызывать его кратковременные всплески», – считает публицист.