Риторика Лукашенко по отношению к России стала мягче

Сегодня топливно-энергетическая повестка вытеснила из новостных лент сообщения о коронавирусе – Лукашенко провел совещание с правительством по вопросу поставок нефти. Попутно вице-премьером, курирующим нефтянку, назначен Юрий Назаров, выходец из Беллесбумпрома, к ведению которого, кстати, относится всем известная деревообработка, пишет Telegram-канал «НеЗась».

Основным направлением повышения эффективности нефтепереработки определен поиск новых поставщиков и выстраивание логистики доставки сырья. Несмотря на то, что новые источники углеводородов для Беларуси названы не были, риторика Лукашенко по отношению к России стала заметно мягче.

Среди стран, где «условия поставки нефти в ультимативной форме увязываются с иными проблемами», скорее всего помимо России имелся в виду Казахстан, переговоры с которым проходят с явными пробуксовками, не соответствующими уровню партнерских отношений.

Что мы имеем в сухом остатке? Азербайджан, Норвегия и Польша заявили о готовности поставлять нефть в Беларусь. Итоговая цена для нас будет однозначно выше, чем могла бы быть в рамках ЕАЭС. Есть еще несколько российских нефтяных компаний, готовых работать с Беларусью, однако их возможностей явно недостаточно для снятия проблемы дефицита нефти.

С другой стороны, «Роснефть» и иже с ней компании продолжают терять доходы от прекращения отгрузок в Беларусь.

Во-первых, мировой спрос на нефть сократился почти на треть, в связи с чем не очень верится в заверения о заключении новых контрактов на объемы, предназначавшиеся в прошлые годы для Беларуси.

Во-вторых, при продаже нефти за пределы ЕАЭС часть цены составляет экспортная пошлина. Она идет в российский бюджет, а не нефтяным компаниям, для которых поставки в Беларусь даже без премии не менее выгодны, чем экспорт в Европу. Всё это подчеркивает политический характер отказа российских поставщиков работать с белорусской стороной.

Использование неэкономических рычагов давления стало той красной чертой, после которой для Беларуси остро встал вопрос о диверсификации импорта. Теперь уже это проблема национальной безопасности, а при ее решении, как известно, цена играет не самую главную роль. Кремль же в свою очередь продемонстрировал готовность оказывать давление даже на стратегических союзников для продвижения собственных политических интересов.

 Последние новости Беларуси и мира