Глобальное падение цен на нефть (нефть марки Brent сегодня подешевела на 28,3% и торгуется на уровне 32,4 доллара за баррель) делает еще более возможной «нефтяную победу» Лукашенко: приобрести углеводороды по более чем сходной цене действительно можно, пишет Telegram-канала «Трыкатаж».
Но глобальный кризис обесценивает эту локальную победу.
Наличие/отсутствие нефти на беларуских НПЗ становится совсем не главным вопросом. Это даст возможность обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами и, наверное, что-то отправить на экспорт (хотя лихорадка на биржах коснется и продуктов нефтепереработки).
Главный же вопрос – предел прочности беларуского рубля, который идет на дно. Можно кивать на то, что и у соседей дела с валютой неважные, но у Беларуси и России, в отсутствие интеграции, очень отличаются финансовые возможности. Золотовалютный резерв, который в Беларуси в прошлом году прирастал рекордными темпами, уже сейчас столь же быстрыми темпами тает и обесценивается – с начала года уже на $600 млн.
Народ выгребает запасы валюты (объем продаж валюты населению на $172 млн превышает объем покупки долларов банками).
За первые два месяца 2020 года больше чем на $100 сократились выплаты внешнего долга, по сравнению с тем же периодом год назад. Валюты не хватает.
На пороге девальвации BYN и дефолта по внешнему долгу маленькая радость от дешевых нефтепоставок сильно блекнет.