Вчера Путин сделал то же, что Лукашенко осенью 1996 года – изменил Конституцию, обнулив при этом исчисление президентских сроков, что позволило ему баллотироваться на высший государственный пост еще 2 раза. Разумеется, еще будет решение конституционного суда и голосование 22 апреля, но в их исходе никто не сомневается, пишет Telegram-канал «Зам па ідэалогіі».
Наша оппозиция, естественно, не упустила случая позубоскалить по этому поводу, лишний раз указав на порочность российской политической системы.
Однако сходство российской конституционной реформы 2020 года и белорусской 1996 года – чисто внешнее и различий в них больше, чем общего. Лукашенко проводил свою реформу в условиях жесткого внутриполитического кризиса – оппозиция собирала площади, а парламент начал процедуру импичмента, для него все висело на волоске.
Путин же проводит свою реформу, когда оппозиция дезорганизована и деморализована, а в Госдуме ни один депутат не проголосовал против изменения Конституции. Лукашенко в 1996 году стремился укрепить свою власть и новая редакция Основного закона позволила ему надолго стать единоличным авторитарным правителем.
Путин же, напротив, снижает полномочия президента. Конституционная реформа в Беларуси была вызвана внутренними причинами, в то время, как сейчас в России ее цель – сохранить стабильность в стране в условиях нарастающего давления извне и хаотизации мировой политики.
Конституционная реформа – внутреннее дело россиян. Им решать, будут ли приняты поправки и кто станет президентом в 2024 году (если выборы не пройдут раньше).
Что касается белорусов – нам выгодна стабильная Россия, не сотрясаемая трансферными интригами и войной кремлевских башен, в которую неизбежно были бы втянуты и наши политики.