Вопреки наметившемуся потеплению в отношениях между Беларусью и Брюсселем, ожидать какого-то прорывного этапа в отношениях не нужно. Об этом речь идёт в докладе «Минский барометр», который подготовил Совет по международным отношениям «Минский диалог».
Как пишет аналитический портал «RuBaltic.Ru» , в докладе отмечены интенсивные контакты Минска со странами ЕС, при этом «потолка» в отношениях достичь ещё не удалось. С другой стороны, Минск не должен рассчитывать на позитивный прорыв от Брюсселя.
«Нет и оснований ожидать какого-то позитивного прорыва. В частности, быстрого прогресса по политически значимому соглашению о приоритетах партнерства. Как и возможности начать в самое ближайшее время официальные переговоры по базовому соглашению, несмотря на желание Минска и осторожные оптимистичные прогнозы отдельных европейских дипломатов», – говорится в докладе.
По словам экспертов, в средствах массовой информации Беларуси распространилось мнение, что отношения с Евросоюзам достигли своей высшей точки. По всей видимости это обусловлено тем, что к белорусской столице применят тот же подход, что и к властям других стран на пути евроинтеграции. Авторы доклада уверены, что такой взгляд в корне неправильный.
«В их случае вся динамика отношений с Брюсселем определяется прохождением зафиксированных в документах стадий сближения. Но для отношений с Беларусью такое сравнение некорректно: это два разных типа отношений с разными драйверами и ограничителями развития», – пишут авторы.
Также приводится взгляд на белорусско-литовские отношения, в частности, говорится о процессе налаживания отношений после активной фазы кризиса. Этот процесс, говорится в докладе, будет нервным и противоречивым. Отмечается, что президент Литвы Гитанас Науседа нацелен выйти из сложившейся тупиковой ситуации в отношениях с Лукашенко. При этом его подход не вызывает одобрения у литовских консерваторов.
При этом эксперты позитивно охарактеризовали визит премьера Литвы Линаса Линкявичюса в Беларусь, потому что это была первая встреча такого уровня за последнее время. В этом отношении свою роль сыграли Вашингтон, который не пожелал встать на сторону Вильнюса по вопросу запрета на строительство БелАЭС, а также раздражение позицией Литвы со стороны ряда европейских государств.