Достижение договорённостей между Москвой и Минском о поставках нефти радует. Но, честно говоря, непонятными остались ряд моментов. Об этом написал редактор портала “Сонар-2050” в своём телеграмм-канале.
Во-первых, стоимость. Пока ясно что получено принципиальное согласие поставлять нефть без премии. Впрочем, нефть без премии поставлялась в РБ и в январе-феврале – её возил Гуцериев, так как остальные российские нефтяные компании нефть на таких условиях поставлять отказывались. Российское правительство вопросом премии не занималось – за это отвечают ВИНКи как поставщики нефти.
Во-вторых, круг компаний-поставщиков. Так как премию в 4,7 доллара будет компенсировать российский бюджет (как схему субсидирования РБ), а Роснефть и остальные российские ВИНК требовали премию, то нефть в РБ, похоже, поставлять будет всё тот же Гуцериев. Он же будет получать компенсацию.
В-третьих, объёмы поставок. 18 или 24 млн тонн – второй объём белорусские НПЗ смогут перерабатывать лишь к середине осени. У кого Гуцериев и другие малые компании (они почему-то не рвались поставлять нефть в РБ в январе-феврале) закупят нефть – у малых компаний просто не хватит мощности для обеспечения потребностей РБ нефтью – не ясно. Если учесть тот факт, что Минск от диверсификации поставок не отказался, – это для РБ теперь вопрос энергетической безопасности – похоже, что часть объёмов РБ продолжит закупать у других стран.
В-третьих, у Минска, похоже, есть проблемы с платежеспособностью. Румас этот вопрос затронул вскользь.
«Республика Беларусь будет выбирать нефтяные компании, которые предложат лучшие условия поставки нефти, например, предоставят большую отсрочку уплаты за нефть», – заявил премьер-министр РБ.
Можно констатировать: в этой истории ясно то, что по-прежнему ничего не ясно. Усложняет понимание и молчание российской власти, впрочем, этот вопрос для неё явно второстепенный – она занята подготовкой страны к итальянскому сценарию распространения коронавируса, который, надеемся, распространяться всё же будет по сценарию Сингапура и Японии.