Коронавирус проверяет ЕС на прочность. В Брюсселе, хоть и с большим опозданием, уже начали формировать пакеты помощи странам содружества. Однако страны постсоветсткого пространства не могут рассчитывать на щедрость европейского бюджета. Основная нагрузка в борьбе с пандемией ляжет на суверенные экономики, и некоторые страны Восточной Европы этой проверки могут не выдержать, пишет польское издание Tygodnik TVP.
В нынешний сложный период, который может продлиться месяцы и даже годы, ряд европейских стран входят не в лучшем виде. Помимо тяжелой нагрузки на систему здравоохранения, государства ожидают экономические последствия, и далеко не все к этому готовы. Украину раздирают внутренние политические конфликты, и конца этому не видно. В свою очередь Беларусь готовится к сложному периоду президентских выборов, отмечает RuBaltic.
Какими бы ни были оптимистические официальные данные, республика в любом случае ощутит на себе последствия эпидемии. Соседи Беларуси, включая Россию, закрыли границы — это сократит движение товаров, учитывая, что белорусский экспорт идет преимущественно на восток. Кроме того, работающие в России и Польше белорусы потеряют работу и не смогут содержать свои семьи.
Ослабленная экономика республики и ранее балансировала на грани рецессии, особенно из-за спора с Москвой о стоимости поставок нефти. Теперь же Минск ожидает «экономическая буря», которая повлечет одно за другим негативные последствия для хозяйственная деятельность страны.
Не в лучшей ситуации оказалась и Украина на фоне падения доходов бюджета еще до начала пандемии коронавируса. Бюджет страны также ждут нелегкие времена после того, как миллионы граждан больше не смогут присылать денежные переводы из-за границы.
Эпидемия COVID-19 лишь послужила триггером экономических проблем. По словам украинского президента Владимира Зеленского, страна не может себе позволить сохранять длительный карантин, загнав в дома работников множества сфер, поскольку у людей нет сбережений, неудовлетворительна социальная помощь, а у правительства отсутствуют финансы.
Этим объясняется срочный созыв Зеленским украинских олигархов с просьбой взять на себя основные расходы по преодолению коронавируса и сглаживанию последствий экономического кризиса. Последний раз такое позволял себе бывший тогда президентом Петр Порошенко: в 2014 году, после начала конфликта на востоке Украины.
Как бы ни развивались события, ясно, что страны бывшего Советского Союза выйдут из коронавирусного кризиса ослабленными. Более того, интереса мирового сообщества к проблемам молодых европейских демократий значительно поубавится.
Но главное, уверен автор статьи, будущее этих государств зависит от того, как переживет нынешний кризис их крупный восточный сосед — Россия. Если Москва покажет, что вышла из «полосы турбулентности» более окрепшей, чем возникшие на руинах СССР государства, то их «приключенческая» история независимости может оказаться значительно короче, чем планировали они сами, а «Большой Брат вновь приблизится к польским границам», резюмирует автор.