Совет Евросоюза опубликовал информацию об ограничительных мерах в отношении Республики Беларусь, которые решили продлить до 28 февраля 2021 года. При этом для ЕС подобная практика является стандартной. Удивляет то обстоятельство, что к решению присоединилась соседняя Украина. Об этом написал политолог Денис Гаевский.
Динамика отношений
Взаимоотношения братских стран в бытность Порошенко можно было охарактеризовать понятием вооружённого нейтралитета. Президенты стран встречались, обсуждали торговые отношения, но, несмотря на статус Минска в урегулировании конфликта на Донбассе, недоверие между руководством стран оставалось.
Власти Беларуси были недовольны контрабандой оружия и боеприпасов из Украины. Ряд украинских политиков и дипломатов решили поссорить Минск и Москву.
С приходом Зеленского стали неактуальными проблемы межгосударственных отношений. Между новым украинским президентом и Александром Лукашенко установились достаточно позитивные личные контакты.
Президент РБ, будучи на саммите лидеров стран СНГ в 2019 году, даже призвал поддержать правящий статус нового президента Украины. В то время украинцы протестовали «против капитуляции» в связи с подписанием «формулы Штайнмайера» в Минске. Тогда Лукашенко заявлял, что при отстранении Зеленского от власти его могут заменить недружественные белорусскому правительству политические силы.
В период нефтяного спора между Беларусью и Россией Киев и Минск обсуждали транзит нефти через Украину, что позволило бы загрузить белорусские НПЗ. Тогда удалось добиться и результата: в Беларусь через украинскую территорию стала поступать нефть из Азербайджана.
Неожиданное решение
Киевские власти решили присоединиться к санкциям ЕС против РБ. Это стало неожиданностью для многих. Меры включают запрет на поставки оружия и техники, которую Минск, якобы, может использовать для подавления оппозиции, запрет въезда нескольким белорусским официальным лицам, а также заморозка их активов в Украине.
По правде говоря, Беларуси от подобных санкций ни холодно, ни жарко. Республика привыкла жить в условиях жёстких санкционных мер. Однако поддержка Киевом санкций Евросоюза является весьма показательной.
Ранее украинские власти не поддерживали европейски санкции против РБ. В этом отношении на Киев никто не давил.
При этом интересно, что Грузия и Молдова, являющиеся подписантами Соглашения об ассоциации с ЕС, не стали поддерживать санкции.
Характерно также, что к санкциям против официального Минска не присоединились Грузия и Молдова, которые, как и Украина, имеют подписанное Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
По всей видимости, такая позиция Киева обусловлена желанием ряда чиновников украинского МИДа выслужиться. В министерстве руководящие должности по-прежнему занимают кадры Петра Порошенко.
Подобная дипломатическая линия может дорого обойтись экономике Украины. Не исключены пересмотр контрактов на транзит нефти, под угрозой совместные инфраструктурные проекты. Кроме того, есть риск установления эмбарго на импорт в республику некоторых украинских продуктов.
Надо полагать, что впредь белорусские власти будут аккуратнее подходить к вопросам взаимодействия с украинским правительством, поскольку чиновника МИДа способны учудить нечто подобное и в иной ситуации.