Эксперты ВОЗ одобрили меры, принимаемые в Беларуси для борьбы с коронавирусом. Вместе с тем было рекомендовано усилить меры по дистанцированию, так как коронавирус в республике выходит на новую стадию развития. При этом жесткий карантин вводить не обязательно, достаточно того, чтобы люди проявили большую ответственность. По словам главы Минздрава Беларуси Владимира Караника, ВОЗ будет рекомендовать подходы республики к лечению пациентов ее соседям, пишут в Telegram.
С самого начала борьбы с коронавирусом мир поставили перед жестким выбором: либо карантин по китайскому образцу с его тоталитарным подходом, либо выработка «коллективного иммунитета», то есть практически полное игнорирование проблемы как в Швеции. Однако крайности плохо приживаются.
Пример постсоветского пространства показывает, что каким бы жестким ни был карантин, нарушители будут всегда. Например, жители Армении рассказывают, что режим строго соблюдается только в центре Еревана, а в регионах жизнь идет своим чередом. В Москве людей штрафуют за нарушение «социальной дистанции», а в ближайшем Подмосковье не видно ни одного полицейского, зато есть толпы гуляющих – в Реутове очереди в магазинах, а в Люберцах пьют на улице, так как бары закрылись. Казахстанцы шутят, что власти пытались реализовать китайский опыт, а получился шведский, причем разницу чиновники положили себе в карман.
Тем временем все острее встает вопрос о последствиях борьбы с коронавирусом, особенно на фоне мирового экономического кризиса. Не удивительно, что повсеместно власти бывших советских республик говорят о скором послаблении карантинных мер. Вместе с тем рядовые жители задаются вопросом, а был ли вообще смысл в таком строгом режиме?
Смысл вероятно был и все еще остается, так как далеко не везде система здравоохранения такая же сильная, как в Беларуси. При этом уже через месяц условия карантина и «самоизоляции» в постсоветских республиках могут быть смягчены до белорусского уровня. Сможет ли к этому моменту Минск избежать коллапса в борьбе с коронавирусом, неизвестно.
Если получится, Александр Лукашенко для многих станет чем-то вроде живого бога, сумевшего сохранить советское наследие и использовать его против одной из самых больших опасностей для человечества за последние 30 лет. Если же страна не справится, репутационный удар по президенту будет очень сильным, зато соседи на его фоне будут выгодно смотреться.