Вчера Александр Лукашенко говорил о ценах на газ. В отличие от интервью 2 апреля, он уже не требовал снизить их в три раза до 40-45 долларов за тысячу кубометров, а просто говорил о несправедливости таких цен. И действительно, мировые цены на энергоносители упали, и европейцы сейчас платят всего 80-90 долларов, в то время как белорусы вынуждены по-прежнему платить 127. Несправедливо? Пожалуй, сейчас – да. Но есть нюансы. Об этом пишет телеграмм-канал «Зам па ідэалогіі».
Дело в том, что цена для Европы – рыночная. И она колеблется вместе с биржевыми котировками.
Европа встала на карантин, перевозки упали в несколько раз, погода теплая, необходимости сжигать много газа для отопления нет, в промышленности, где газ требуется в больших количествах, тоже серьезный спад. А тут еще ценовые войны нефтяных сверхдержав. Вот цены и упали, но рассчитывать на то, что такое их падение будет продолжаться вечно, было бы наивно. Они уже пошли вверх.
Для Беларуси же цены фиксированные. И они были зафиксированы на уровне 127 долларов тогда, когда европейцы платили 200 и более. И сейчас позиция Беларуси – не в том, чтобы перейти на рыночное ценообразование, а в том, чтобы снова зафиксировать цены, но уже на минимальных с начала века уровнях и даже ниже.
Это уже совсем другое дело.