Белорусская сторона попыталась воспользоваться темой коронавируса во время онлайн-саммита стран ЕАЭС. Президент РБ Александр Лукашенко упрекнул Москву в эгоизме, рассчитывая, видимо, на компенсацию ущерба, нанесенного односторонними действиями. Россия напрямую не называлось, однако из контекста выступления было понятно, кого он имеет в виду, пишет «Зам па ідэалогіі».
«Односторонние действия государств поставили под угрозу торговые отношения, кооперационные цепочки, трудовую миграцию. Отсутствие координации усилий усугубляет эти негативные факторы. Поэтому эгоистичные решения, принимаемые без оглядки на последствия как минимум в отношении ближайших партнеров, стратегически не будут иметь успеха», – сказал глава белорусского государства, явно намекая на недавнее закрытие границы с российской стороны.
Как это было. Накануне закрытия границы Мишустин трижды за два дня разговаривал с Румасом и обсуждал несогласованность белорусской и российской миграционной политики в контексте пандемии. Россия к тому времени уже закрыла практически все границы, а Беларусь оставалась открытой всему миру. Кто был эгоистом – Россия, стремившаяся сохранить единую границу, но при этом защитить свое население от пандемии или Беларусь, до последнего пытавшаяся заработать на туризме и транзите?
Сплоченность – это хорошо, но не мы ли первыми торпедировали эту сплоченность пренебрежительным отношением к беде, в равной степени угрожавшей всем государствам ЕАЭС.
Сейчас можно приводить различные доводы за и против белорусской позиции, но факт остается фактом – несмотря на то, что «нулевой пациент» в Беларуси появился сравнительно поздно, сейчас мы по количеству инфицированных на душу населения лидируем не только в ЕАЭС, но и на всем постсоветском пространстве.