Многие в Беларуси отреагировали на вчерашние «минусовые» сводки с нефтяных фронтов. Нормальные люди забеспокоились, что будет с экономикой и белорусским рублем, не потянет ли обвал российской Urals за собой в бездну оба рубля – и их, и наш. Ненормальные люди, естественно, наоборот, потирают руки и ждут, когда Россия прикажет долго жить, пишет «Трыкатаж».
Объясним для нормальных людей, что же вчера случилось и чем это нам грозит.
Рухнули не цены на нефть, а суммы фьючерсных контрактов на май. Фьючерс совершенно не обязательно связан с физической поставкой нефти из пункта А в пункт Б. Это спекулятивный инструмент, его уместнее сравнить с ценной бумагой, нежели с договором поставки.
Фьючерсы на последующие месяцы торгуются уже в «плюсе».
Подобные резкие взлеты и падения фьючерсов бывали и раньше, но обычная практика – прекращать сделки, если цены начинают зашкаливать. Почему этого не случилось вчера – большой вопрос. Может, сбой программы. А может, чье-то решение.
Объяснить вчерашний обвал «затовариванием бочкотары» невозможно. Хранилища не могут переполниться за один день. И тем более – опустеть к июню, ведь июньские фьючерсы – плюсовые.
Цены на реальную нефть неверно связывать с колебаниями фьючерсов. Urals не ушла в минус, хотя и подешевела.
Вчерашний обвал фьючерсов слабо сказался на российском рубле. Возможно, и вообще не сказался (главный фактор другой – цена на реальную нефть и работа ЦБ РФ). Соответственно, апокалипсис BYN тоже откладывается. Возможно некоторое ослабление обоих рублей к доллару.