Пандемия коронавируса нанесла колоссальный ущерб мировой экономической системе и спровоцировала глобальный кризис. В связи с этим особую актуальность приобретают встречи Высшего Евразийского Экономического Совета, в рамках которого происходят попытки разработать план совместного регионального развития после преодоления коронавируса.
Согласно прогнозам МВФ, пандемия коронавируса замедлит рост мирового ВВП на более чем 3%, в то время как аналитики передовых инвестиционных банков (Goldman Sachs, Bank of America) подсчитали, что экономические последствия окажутся более серьезным. По данным финансовых инвесторов, потери глобальной экономики составят пять триллионов долларов США.
Сегодня перед странами ЕАЭС и самой организацией стоит серьезный вызов времени, успехи в преодолении которого, будут напрямую зависеть от уровня координации и взаимопомощи стран-участниц. На повестку дня выходит необходимость в разработке единой антикризисной программы, которая могла бы помочь выйти из сложившейся ситуации и снизить последствия пандемии.
Проблема для Беларуси заключается и в том, что её основной экономический партнер в лице Российской Федерации тоже сталкивается с трудностями. По данным Мнфина России, снижение темпов роста ВВП в 2020 года может составить от 2,2 до 5% годовых. С другой стороны у Москвы есть Фонд национального благосостояния, который может смягчить падение, а вот перспективы Минска не такие радужные.
В сложившейся ситуации единственным выходом является принятие союзной региональной антикризисной программы для стран-участниц ЕАЭС. В этом смысле будет вполне логичным, если главенство над реализацией плана действий возьмет на себя именно Евразийский Союз, как единственный общий координационный центр.
Адекватная оценка обстановки в мире и своевременное прогнозирование экономического развития на наднациональном уровне позволяет ЕАЭС принимать наиболее эффективные решения не только для поддержки самых пострадавших государств, но и тех, кто сможет “выстрелить” в условиях ожидаемого дефицита на рынке товаров и услуг.