Подходы к пониманию свободы слова в Беларуси и Европе

Похоже на то, что 2020 год является переломным моментом в современной истории человечества. Пандемия коронавируса запустила череду деструктивных процессов по всеми миру, массовые акции протеста начались там, где никто не ожидал. Нет сомнений, что все это окажет колоссальное влияние на дальнейшее развитие мирового сообщества.

В условиях разрывы привычных шаблонов и дестабилизации глобального социально-политического устройства, особую роль приобретает работа журналистов и медиа. Представители индустрии обязаны не только формировать объективную информационную повестку о ситуации в мире, но и защищать свободу доступа граждан к различным источникам данных.

Конечно, повышение актуальность профессии накладывает дополнительную ответственность и сопутствующие риски. Согласно отчету международной организации “репортеры без границ”, ремесло журналиста становится одним из самых опасных в мире. Только за период 2019 года было убито 49 представителей профессии, 358 оказались в тюрьмах, а 57 были взяты в заложники.

Рейтинги, призванные отражать деятельность государства по обеспечению граждан объективной информациею, составляются правозащитными организациями на территории Евросоюза, а наша страна каждый год получает очень низкие оценки, поэтому редакция Zviestki.com решила выяснить, как на самом деле обстоят дела со свободой слова в Европе и Беларуси.

Последним событием, бросившим тень на европейскую политику в отношении независимых СМИ, является скандал с новостным агентством Sputnik Эстония. Команда информационного ресурса была вынуждена прекратить свою работу из-за угроз со стороны правоохранительных органов и радикальных группировок, которые обвинили местных журналистов в сотрудничестве с Россией.

Важно подчеркнуть, что подобные эксцессы происходят на территории Евросоюза, где располагаются штаб-квартиры главных организаций по защите прав и свобод человека. Так, например, жалоба на преследования журналистов Sputnik была передана самому Генеральному секретарю ОБСЕ Томасу Гременгреу, однако никакой реакции за этим не последовало.

Представьте себе, какого масштаба скандал нас ждет, если власть Беларуси решит ограничить работу или, не дай боже, преследовать журналистов иностранных медиа, по типу “Радио Свобода” или немецкого агентства “Дойче Велле”, деятельность которых, даже по меркам собственных стран, попадает под описание работы иностранных агентов.

Можно вспомнить громкое “дело Белта”, когда сотрудники белорусского оппозиционного портала TUT.BY получили незаконный доступ к информации государственного информационного ресурса, а затем воспользовались украденными данными в собственных целях. Интересно, что фигуранты дела сами признались в преступлении.

Однако, несмотря на доказательство вины сотрудников TUT.BY в рамках судебного процесса, международное сообщество в лице Брюсселя и Вашингтона встало на дыбы, начав угрожать Беларуси санкциями. Работа редакции не прерывалась ни на минуту, а речь шла даже не о закрытии ресурса, как можно было бы поступить, а только о привлечении виновных к ответственности.

В качестве примера лояльности белорусской власти по отношению к иностранным медиа, можно привести статистику того же рейтингового агентства “репортеры без границ”, где черным по белому написано, что на территории Беларуси не было случаев насильственной смерти журналистов или представителей индустрии, начиная с 2000-го года.

Если посмотреть на аналогичные показатели в Евросоюзе, то мы уведем, что только за период с 2018 по 2019 год было убито 4 журналиста. Согласно данным Совета Европы по защите журналистики, на территории Евросоюза официально зафиксировано 36 случаев безнаказанности за совершение убийств сотрудников медиа за последние 20 лет.

Говоря о свободе слова, необходимо отметить и так называемую “языковую полицию”, явление, получившее широкое распространение на Западе. Хороший пример страны Прибалтки, где существует специальная государственная комиссия, деятельность которой направлена на исключение русского языка из государственной и общественной сфер жизни.

Так, если в одном из таллинских ресторанов официант решит заговорить с гостем на русском языке, то о его поведении могут сообщить в специальный языковой совет. Через некоторое время в заведение нагрянет инспекция, которая начнет проверку по факту нарушения. Если вина будет доказана, то сотрудник потеряет работу, а хозяин ресторана заплатит штраф.

Как видно из приведенных примеров, верховенство свободы слова и информации далеко не всегда торжествует в странах Евросоюза, как об этом принято говорить на официальном уровне. Конечно, в нашей стране тоже не все идеально с точки зрения свобод, но ничего даже близко похожего с европейскими сюжетами в Беларуси пока не наблюдается.

Мы не преследуем оппозиционные ресурсы, не бросаем несогласных в тюрьмы, не убиваем журналистов и не оставляем преступления против свободы слова безнаказанными. В этом смысле рассказы о зверствах белорусского режима выглядят как минимум странными, а как максимум – наводят на мысли о попытках оказать давление на власть.

 Последние новости Беларуси и мира