Иллюзия. Истинные мотивы белорусского «флешмоба солидарности»

Столкнувшись с противодействием незаконным акциям протеста, организаторы «цветной революции» выбрали новую тактику – флешмобы. Несмотря на свое безобидное название и простоту в исполнении, данная форма гражданской активности является крайне опасной и требует особого внимания.

Так, например, в интернет сообществах, посвященных событиям в Республике Беларусь, начали появляться сообщения с призывом принять участие в одном из таких мероприятий. Автор идеи пишет, что акция может стать «самой крутой мобилизационной кампанией этого года».

Иллюзия. Истинные мотивы белорусского «флешмоба солидарности»

Редакция информационного ресурса Zviestki.com считает важным рассказать о скрытой стороне подобного рода «крутых кампаний», которые могут привести к самым плачевным последствиям. Но перед тем, как рассмотреть негативный сценарий развития событий, обратимся к предыстории явления «флешмоб».

Начнем с того, что это одна из спектакулярных форм проявления гражданской активности (фр. spectaculaire – потрясающий, сенсационный) – яркая театрализованная акция, призванная привлечь внимание общественности к какой-либо проблеме или событию.

Данный феномен берет свое начало с древних времен, от античных театров и сатирических комедий, обращающих внимание на несовершенство общества, средневековых карнавалов, служивших средством преодоления тягот повседневной жизни, до массовых театрализованных акций на улицах современного Нью-Йорка.

Спектакулярное (игровое) начало является важной и активной частью нашей культуры. Впервые данная категория была введена в научный оборот французским философом Ги Эрнест Дебором (1931-1994) в его работе «Комментарий к „Обществу спектакля“».

Автор пишет: «Жизнь в которой господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей, где каждый отыгрывает свою роль» – данное утверждение идеально описывает устройство любой «цветной революции».

Важно отметить, что со временем театрализованные акции выкристаллизовались в более конкретные подвиды:

флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте и выполняет заранее оговоренные действия, а затем расходится;

хэппенинг – одна из форм современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, направленные на преодоление границ между художником и зрителем (обычно интерактивная коммуникация);

перфоманс – форма художественного выражения, художественная ценность которой представлена действиями автора или группы лиц в определенном месте и в определенное время;

монстрация – массовая художественная акция в форме демонстрации с лозунгами и транспарантами, которые используются как средство коммуникации со зрителями, друг другом, как средство самовыражения.

Анализ перечисленных форм гражданской активности позволяет обнаружить ряд особенностей, послуживших причиной их популярности среди организаторов «цветных революций»:

  • высокий уровень организации и экономичность – с развитием технологий, а в частности мировой сети Интернет, появляются новые каналы мобилизации населения, позволяющие организовать большие массы людей при минимальной затрете русурсов;
  • высокая степерь медийности – спектакулярные формы протеста привлекают внимание своей театральностью (яркие цвета, необычные формы выражения и т.д.), эпатажные акции быстро подхватываются средствами массовой информации;
  • отсутствие политических репрессий – спектакулярные формы не попадают под определение опасных социально-политических акций, потому что участники не выдвигают требований и не нарушают законодательство;
  • отсутствие необходимости в мобилизации большого количества людей –акцент делается на медийность, а не на массовость мероприятий. Как следствие, в подавляющем большинстве стран отсутствиует необходимость согласовывать мероприятия с органами власти.

Вышеперечисленные факты говорят о том, что подобные акции могут быть использованы в качестве эффективого инструмента протестной мобилизации. На первых порах в флешмобах участвую одиночки, потом к ним присоединяются заинтересованные зеваки, а еще через некоторое время формируется вполне убедительная политическая толпа.

Характерно, что инициаторы флешмоба открыто заявляют о своих намерениях: «чем громче каждый из нас сейчас будет греметь или включать музыку – тем больше наших соседей завтра будут вместе с нами. И не забывайте про “сарафанное радио”». В конце сообщения подчеркивается, что флешмоб является уникальным и эффективным инструментом протеста.

Таким образом, становится очевдным, что попытки организовать флешмоб или другие спектакулярные формы гражданской активности (в сложившейся политической ситуации) должны восприниматься в качестве попытки дестабилизации общественной жизни или даже преступления против основ контитуционного строя Республики Беларусь.

 Последние новости Беларуси и мира