Казахстан не будет поставлять нефть Беларуси в обход России

После объявления пандемии коронавируса страны-участницы ОПЕК+ договорить о сокращении нефтедобычи. Несмотря на взятые обязательства, Казахстан не смог обеспечить полное соблюдение условий Соглашения в первом месяце, но перевыполнил план в следующем. При этом Нур-Султан оказался в сложной ситуации, фактически, между Москвой и Минском.

Глава Союза нефтедобывающих компаний Казахстана Рашид Жаксылыков уверяет, что Нур-Султан не пытается саботировать договоренности или избежать сокращения добычи нефти. По словам Жаксылыкова, у ОПЕК «нет никаких средств принуждения, поэтому страны легко могли бы отказаться от Соглашения, но все стараются внести свой посильный вклад в стабилизацию рынка».

Однако проблема существует и она заключается в том, что за 2 месяца, что действует Соглашение организации нефтедобывающих стран, Казахстан исполнил свои обязательства примерно на 40%. Правительство объясняет это тем, что компании не могут в одночасье остановиться добычу на старых месторождения, потому что их работу будет невозможно возобновить.

Что касается новых источников нефтедобычи, то все они развиваются по заранее спланированной программе, которая предполагает постоянное увеличение объемов выработки, а не сокращение. Характерно, что с проблемой исполнения требований ОПЕК столкнулся не только Казахстан. По такой же причине полноценное сокращение не было осуществлено в Иране и Мексике 

Особый подход к сокращению поставок выбрали в России, где вместо снижения объемов добычи стали заполнять построенные во времена СССР резервуары. Таким же образом поступили США и Китай, которые используют резервы существующих терминалов и пополняют свой государственный запас нефти. Эксперты считают, что только так можно достичь требований ОПЕК+.

Если говорить о возобновлении поставок казахстанской нефти в Беларусь, то в ближайшее время актуализации вопроса ждать не стоит. Дело в том, что Казахстан остается в сильной зависимости от России, потому что экспортирует нефть через её территорию. Нур-Султан не готов принимать решения за спиной Москвы, потому что рискует оказаться без российского транзита.

Поэтому Россия и Казахстан будут придерживаться стандартных условий – отказ от дисконтов, экспорт энергоносителей по рыночным ценам. Однако для Минска важно найти способ сократить себестоимость производимых товаров и ГСМ на внутреннем рынке, потому что приближаются выборы президента, а экономика может столкнуться с последствиями коронавируса.

 Последние новости Беларуси и мира