Беларусь, Казахстан и Россия объединят инвестиции в Евразийском союзе

Беларусь, Казахстан и Россия объединят инвестиции в Евразийском союзе

4 декабря в Москве состоялся Первый Евразийский конгресс, объединивший представителей власти, бизнеса, международных организаций и экспертов из стран ЕАЭС. Этот форум задумывался как новая платформа для обсуждения перспектив развития и поиска практических решений в области евразийской интеграции. Кризисный 2020 г. принес странам Союза множество новых вызовов, от пандемии и ее последствий до новых тенденций в управлении накоплениями среди населения. О том, как в ЕАЭС планируют справляться с этими вызовами, и какие инициативы были озвучены в ходе дискуссии о создании общего финансового рынка, читайте в репортаже.

4 декабря прошел Первый Евразийский конгресс, организатором которого выступил Евразийский банк развития. Участники обсудили вопросы экономической интеграции и инвестиционные проекты в ЕАЭС. В ходе сессии «Общий финансовый рынок: возможности и риски» темой дискуссии стали роль банков развития в меняющейся финансовой среде, конкуренция и механизмы взаимодействия между банками развития и коммерческими банками Евразии, а также проблемы гармонизации финансового законодательства в контексте формирования единого финансового рынка.

Борьба с последствиями пандемии

Пандемия коронавируса негативно отразилась на большинстве секторов экономик стран ЕАЭС, однако на пространстве союза страны не прекращают борьбу с последствиями кризиса. Пример совместной борьбы с последствиями пандемии привел исполнительный директор ЕФСР Андрей Широков. Представитель ЕФСР напомнил, что еще в октябре ЕФСР выделил кредит Беларуси в размере $500 млн, который республика использует в целях поддержки здравоохранения и пострадавших от пандемии секторов экономики.

«Программу с правительством Белоруссии начали прорабатывать еще весной этого года. Она нацелена на финансирование непредвиденных расходов бюджета и связана с дополнительной поддержкой систем здравоохранения и поддержи разных секторов экономики, малого бизнеса, потерявшего работу населения»,

– пояснил Широков.

Другим новым инвестиционным проектом стал кредитный договор, заключенный между ЕАБР и АО «Банком Развития Казахстана»: на 7 лет была открыта кредитная линия на 5,7 млрд рос. руб (~$77,4 млн). Целью станет кредитование инвестиционных проектов в приоритетных отраслях. Комментируя заключенные договоренности, председатель правления «Банка Развития Казахстана» Абай Саркулов отметил, что новый договор можно считать началом для «нового направления сотрудничества по реализации сделок в российских рублях в рамках приоритетных направлений кредитования БРК».

Тем временем, советник председателя правления ЕАБР Григорий Марченко рассказал, как будет действовать ЕАБР, в случае если пандемия коронавируса продлится и на 2021 г.

«Если пандемия вдруг затянется и нужны будут дополнительные меры по стимулированию экономики, то в первую очередь это должны быть меры со стороны правительства. У ЕАБР есть Евразийский фонд стабилизации и развития, который как раз предназначен для этих целей», – объяснил Марченко.

Несмотря на то, что у Банка есть план действий на случай, если пандемия коронавируса не утихнет в 2021 г., советник председателя правления ЕАБР отметил, что сейчас все прогнозы рассчитаны на то, что пандемия уже достигла своего пика и скоро пойдет на спад. Кроме того, в ЕАБР рассчитывают, что уже во втором квартале следующего года начнется рост и восстановление экономики.

Инвестиционная координация в ЕАЭС

В ходе Первого Евразийского конгресса участникам удалось заключить ряд договоров и соглашений, направленных на координацию инвестиций. Так, ЕАБР, российская госкорпорация развития ВЭБ.РФ, Банк развития Казахстана и Банк развития Беларуси заключили меморандум о сотрудничестве. Целью стало объединение усилий в инвестиционной деятельности. По мнению председателя правления Банка развития Беларуси Андрея Жишкевича, этот меморандум «объединит уникальные компетенции и опыт всех институтов развития ЕАЭС и станет мощным синергетическим импульсом для более масштабного межрегионального финансового сотрудничества».

Кроме того, планами ЕАБР на будущее поделился в интервью ТАСС глава банка развития Николай Подгузов. По его мнению, ЕАБР сможет увеличить свой инвестиционный портфель более чем в 2 раза в течение 3-4 лет. Особенное внимание за это время будет уделено реализации интеграционных проектов в сфере транспорта, энергетики и воды, а также проектов в области цифровизации.

«Я считаю, что планка в $10 млрд инвестиций в регионы стран ЕАЭС вполне может быть преодолена в ближайшие 3-4 года»,

– заявил Подгузов.

Приоритетами будущего развития Подгузов назвал реализацию проектов по усилению аналитического блока и созданию цифровой экспертизы. Другими ключевыми приоритетами работы банка являются сохранение лидерских позиций среди международных финансовых институтов по проектной деятельности на территории ЕАЭС, укрепление аналитической и макроэкономической экспертизы, реализация сквозных интеграционных проектов, выравнивание институтов и экономического развития стран и цифровизация в странах ЕАЭС.

Единый финансовый рынок и расчеты в нацвалютах

Сессию открыло обсуждение перспектив создания единого финансового рынка в ЕАЭС. Несмотря на то, что оно запланировано на 2025 г., большинство спикеров отметили, что это является скорее «идеальным», но не реальным вариантом развития событий. Так, заместитель министра финансов России Алексей Моисеев сравнил создание единого финансового рынка в ЕАЭС с использованием страховки ОСАГО в разных странах.

«Во всех странах эта норма есть, но есть и ограничения по использованию этого продукта на территории других стран. И понятно, почему это происходит: еще в 1994 г. Российская Федерация определила, что ее финансовая система является сугубо национальной, и все наши партнеры по ЕАЭС примерно в те же годы приняли аналогичные решения. Теперь же мы видим, что из-за этого очень много времени занимает синхронизация и гармонизация норм и правил национальных финансовых систем в странах ЕАЭС», – пояснил Моисеев.

Однако наряду с этим замминистра финансов также отметил, что ситуация с ОСАГО не стоит на месте, а меняется в лучшую сторону: филиалы страховых компаний ЕАЭС получат доступ на российский рынок уже с лета 2021 г. При этом, по мнению Моисеева, приход других страховых компаний на российский рынок обеспечит конкуренцию, что является одной из основных задач работы ведомства, поскольку без конкуренции качество продукции падает, а цены увеличиваются.

В процессе интеграции любой системы существуют свои препятствия и требования. Главным же элементом интеграции финансовой системы, по мнению Моисеева, является создание эффективной системы надзора. Замминистра финансов пояснил, что это необходимо для того, чтобы люди, вкладывая деньги в банк, были уверены в его надежности вне зависимости от того, «инкорпорирован он в Санкт-Петербурге или Бишкеке».

Переход на расчеты в национальных валютах имеет ряд положительных эффектов, но для его осуществления необходимо решить ряд принципиальных вопросов. В ходе сессии эксперты отметили опасения, связанные с переходом на расчеты в национальных валютах. Директор департамента национальной платежной системы Центрального Банка России Алла Бакина обозначила вопросы, которые будет необходимо решить в случае передачи ЕАБР расчетов в нацвалютах. По ее словам, будет необходимо определить порядок формирования спредов по конвертации валют и обеспечить скорость этой конвертации.

«Важно иметь четкий механизм управления валютными рисками, если мы говорим о расчетах в национальных валютах, обеспечить безотзывность и окончательность переводов, фиксацию курсов, учитывая достаточно высокую волатильность валют на нашем пространстве»,

– отметила Бакина.

Кроме того, представитель российского Центробанка назвала способ дедолларизации платежей и расширения расчетов в национальных валютах в рамках ЕАЭС – создание расчетно-клирингового центра. Ранее, в 2018 г. ЕАБР и национальные банки стран ЕАЭС начали переговоры по осуществлению финансовых операций в нацвалютах. Глава департамента Центрального Банка России также добавила, что сейчас нацбанки и органы власти стран Союза продолжают решать данный вопрос.

Новые вызовы

Главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов назвал другой финансовый тренд, характерный для всех стран-участниц объединения: переход населения на инвестиционные продукты. По мнению Потапова, при условии использования традиционных финансовых продуктов, удержать накопления населения в пределах одного государства больше не удастся. Среди населения России, например, набирают популярность запросы на онлайн-идентификацию, хранение сбережений в онлайн форматах и дистанционное открытие счетов. Соответственно, если в ЕАБР не удастся адаптироваться к новой реальности, то существует риск «утечки» инвестиций из стран ЕАЭС в другие страны за пределами объединения.

«В России доля инвестиций к концу года составит 19% от совокупных сбережений. Мой прогноз, что в течение трех лет это будет уже порядка 40%. Это примерно плюс порядка 7 трлн руб. [~$95 млрд] новых притоков на инвестиционный рынок к концу 2023 года»,

– подытожил Потапов.

Тезис Потапова поддержала и Бакина, отметив рост операций по национальным платежным инструментам. В 2020 г. операции выросли в 3-5 раз.

В дальнейшем планируется развивать системы мгновенных переводов, так как уже сейчас можно заметить запрос на них среди населения ЕАЭС. Так, необходимо дать гражданам возможность мгновенного перевода денежных средств с карты банка одной страны на карту другой.

В завершении сессии участники высказали свои предложения о развитии ЕАБР. В частности, Жишкевич выдвинул предложение о подписании «соглашения неконкурентности».

«На практике это могло бы выглядеть так: если национальный институт развития встречает в своем портфеле проект, имеющий признаки интеграционности, то он обязан проинформировать ЕАБР о таком проекте, и о своей готовности вступить в консорциум по финансированию этого проекта со стороны институтов развития других стран ЕАЭС»,

– объяснил Жишкевич. Со своей стороны, ЕАБР также будет информировать национальные институты развития о подобных проектах и затем предлагать им вступать в консорциум по финансированию.

Тем временем, Марченко оценил перспективы введения единой валюты в ЕАЭС. По его словам, для этого прежде всего необходимо сближение макроэкономической политики стран. Кроме того, страны должны иметь приблизительно одинаковый уровень инфляции, для чего необходимо согласовать фискальную политику. Введение единой валюты также «требует согласования и социальной политики, что касается пенсионных систем». Соответственно, необходимо координировать достаточно большое количество других сфер, поэтому советник председателя правления ЕАБР заключил, что до реализации такой идеи еще далеко.

Источник фото: Большая Азия

В тексте использованы материалы Евразия.Эксперт

 Последние новости Беларуси и мира