Сможет ли Всебелорусское народное собрание стать полноценным органом власти?

Сможет ли Всебелорусское народное собрание стать полноценным органом власти?

Недавно мы рассказывали о том, что президент Беларуси Александр Лукашенко планирует “обновить” Всебелорусское народное собрание, наделив его статусом конституционного органа. В этом смысле многим неизвестно, что это за структура и какие функции она выполняет, поэтому сегодня мы закроем эту небольшую брешь.

Начнем с того, что Всебелорусское народное собрание изначально задумывалось в качестве своеобразного контролирующего органа. Собрание проводится один раз в пять лет, накануне или после президентских выборов, а во время встречи президент Беларуси подводит итоги предыдущей пятилетки, а затем ставит задачи на следующий пятилетний президентский срок.

Больше всего Всебелорусское народное собрание напоминает сословно-представительный орган — туда делегируются представители профессиональных сообществ и коллективов. Александр Лукашенко даже называл его настоящим институтом прямой демократии, опять же, неявно противопоставляя Национальному собранию как институту демократии представительской.

Кроме того, Всебелорусское народное собрание представляет собой некую рекламную площадку по распространению бренда действующей власти. На сегодняшний день деятельность президента и/или парламента представляется на собрании в максимально комплементарном и исключительно выгоном свете, а никакой критики во время таких мероприятий не звучит

Некоторые наблюдатели, ссылаясь на общий антураж, сравниваю Всебелорусское народное собрание со съездом КПСС. Действительно, когда Александр Лукашенко инициировал созыв первого собрания в 1996 году, такие параллели наверняка и подразумевались, учитывая, что белорусский президент всегда любил играть на чувстве народной ностальгии по Советскому Союзу.

Вместе с тем, несмотря на внешнее сходство, Всебелорусское народное собрание принципиально отличается от съездов КПСС. В Беларуси нет господствующей правящей партии как таковой. Более того, созыв первого Всебелорусского народного собрания, по сути, знаменовал собой закат белорусской партийной системы, которая так толком и не успела оформиться.

В этом смысле некоторые эксперты скептически относятся к идее конституционного закрепления Всебелорусского народного собрания, мол, никакого резона в деятельности этого органа нет. Однако с этим можно поспорить, если вспомнить, как эта структура была создана. А создана она была по горячим следам конституционной реформы, которая проводилась на острие кризиса.

Если проводить параллели, то сегодня мы находимся в схожей ситуации, а решение наделить Всебелорусское народное собрание статусом конституционного органа тоже связано с предстоящей конституционной реформой. Всё просто – президент Лукашенко рассчитывает использовать уже проверенный метод для выхода из нового социально-политического кризиса.

При этом, несмотря на фактическую утрату белорусским парламентом роли самостоятельного политического центра, поначалу Александр Лукашенко даже весьма недоверчиво относился к Всебелорусскому народному собранию. Дело в том, что там действительно присутствовали попытки возрождения оппозиционной активности, пусть и весьма слабые, но они предпринимались.

В связи с этим можно предположить, что при должной политической воли со стороны действующей белорусской власти, а общественный запрос на это сформировался, Всебелорусское народное собрание действительно может стать рабочим органом власти, который будет выступать альтернативой будущему президенту и сможет выполнять функции некой оппозиционной площадки.

Источник фото: РИА Новости

Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира