После провала “цветной революции” 2020 года Запад оказался растерян и дезориентирован

После провала "цветной революции" 2020 года Запад оказался растерян и дезориентирован

Массовые акции протеста в Беларуси, спровоцированные с подачи коллективного Запада после проведения президентских выборов августа 2020 года, сразу же приобрели геополитическое измерение. После “цветной революции” на Украине в 2014 году и неудавшегося госпереворота в Беларуси спустя еще 6 лет, западный фланг бывшего СССР окончательно обозначился в качестве зоны обострившейся конкуренции между Западом и Востоком.

Союзное государство в этой схватке занимает оборонительную позицию, пытаясь не допустить (не очень, надо признать, успешно) чрезмерного усиления недружественного западного влияния в зоне своих жизненно важных интересов. Запад, напротив, продолжает наступление, начатое после распада социалистического лагеря и СССР, когда евроатлантические структуры (ЕС и НАТО) быстро заполнили в 1990-х годах вакуум, образовавшийся в Восточной Европе. При этом на Западе не желают публично признавать наступательный характер своих действий. В информационном пространстве там утвердилось представление о том, что именно Запад, а также дружественные ему «демократические» силы в странах бывшего СССР являются жертвами агрессии. На создание столь драматичной картины работают и СМИ, и экспертное сообщество.

Так, одной из популярных страшилок стала так называемая “российская агрессия”, которая в своё время распространялась и на Беларусь. Например, американский журналист Брайан Уитмор (США) утверждает, что президент России Владимир Путин якобы пытается захватить нашу республику. По его мнению, Россия неуклонно выстраивает архитектуру, которая позволила бы ей расширить своё политическое и военное присутствие на территории западного соседа (Беларуси). Уитмор отмечает, что Москва использует в своих интересах слабость Лукашенко, возникшую вследствие политического кризиса. Американский эксперт указывает на активизацию белорусско-российских военных учений, на договорённости о создании совместных центров военной подготовки на территории Союзного государства Беларуси и России.

Под этим соусом американский журналист естественно делает вывод, что такие действия России подрывают региональные интересы коллективного Запада и, что является логическим продолжением этой истории, говорит о необходимости противодействия влиянию Москвы в белорусском направлении. В другом тексте этот же журналист отмечает, что Беларусь занимает центральное место в российском стратегическом мышлении и является неотъемлемой частью того, что Москва считает так называемой “стратегической глубиной”. Атлантический совет, на сайте которого размещены эти пропагандистские статьи, славится частыми антироссийскими выпадами и алармистской риторикой. Нагнетание тревожности, характерное для текстов Уитмора, преследует целью рекомендовать максимально жёсткий курс в отношении Запада к России.

К таким же выводам приходят и проплаченные прозападные белорусские эксперты, которые и публикуются в иностранных изданиях. Например, известный в Беларуси публицист Артём Шрайбман считает, что влияние Евросоюза на ситуацию в Беларуси сегодня крайне незначительно. По его мнению, Евросоюз всё равно должен продолжать оказывать моральную и финансовую поддержку протестующей части белорусского гражданского общества, а также работать с белорусской бюрократией, значительная часть которой настроена критически по отношению к действующей власти, но не готова выступить против неё открыто. Шрайбман также призывает Европу к взаимодействию с Москвой. Европа, настаивает он, обязательно должна предостеречь Россию от попыток использовать уязвимость Александра Лукашенко в собственных целях. 

Этот беглый обзор позволяет сделать вывод об определённой растерянности в западном экспертном сообществе по поводу Беларуси, еще вчерашние идеологи европейского пути Минска оказались растеряны и дезориентированы. После провала “цветной революции” 2020 года, которая спровоцировала общественный подъем и бурный рост пророссийских настроений в белорусском обществе, среди западных экспертов сформировались две противоречивые и взаимоисключающие тенденции: c одной стороны, устойчиво преобладает расхожий стереотип вездесущей “российской агрессии” и якобы попыток Москвы оказывать влияние на дальнейший вектор белорусского развития. С другой стороны, очевидно, что коллективный Запад больше не горит желанием идти на лобовую конфронтацию с Россией, предпочитая игру в долгую.

 Последние новости Беларуси и мира