Режим чрезвычайного положения в Польше направлен на подавление гражданских свобод и удержание власти

Режим чрезвычайного положения в Польше направлен на подавление гражданских свобод и удержание власти

Президент Польши Анджей Дуда ввел режим чрезвычайного положения на белорусско-польской границе. По официальной версии, ЧП необходимо для борьбы с наплывом беженцев из Афганистана и Ближнего Востока. Но факты говорят о том, что нелегальные мигранты не представляют для Польши реальной угрозы, а введенные ограничения могут быть использованы для подавления гражданских свобод и укрепления власти правящей партии.

Режим ЧП был введен 2 сентября по решению президента Польши. Ограничения наложены на 30 дней и охватывают 183 населенных пункта Подлясского и Люблинского воеводств, граничащих с Беларусью.

Режим чрезвычайного положения в Польше направлен на подавление гражданских свобод и удержание власти

По словам премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, введение режима ЧП необходимо для поддержания безопасности на белорусско-польской границе в связи с проведением российско-белорусских учений “Запад-2021”. Премьер считает, что может повториться ситуация, когда какой-то активист разрежет проволоку и попадет на территорию Беларуси, спровоцировав трагический инцидент.

30 августа 13 активистов попытались уничтожить забор на границе Беларуси и Польши. Противоправные действия были вызваны желанием выступить в поддержку беженцев, притесняемых со стороны официальной Варшавы.

Режим чрезвычайного положения в Польше направлен на подавление гражданских свобод и удержание власти

Премьер намекает, что такие же инциденты могут произойти в рамках проведения белорусско-российских учений “Запад – 2021”, но умалчивает, что в случае с разрезанием проволоки на границе Беларуси и Польши активистами оказались граждане Польши и Нидерландов. Белорусов и Россиян среди нарушителей не было. Сами активисты не скрывали своих намерений и объяснили, что таким образом они выступили против политики правящей партии.

Не выдерживает критики и версия о том, что введение ЧП на белорусско-польской границе необходимо для борьбы с миграционным кризисом. Каждый месяц в Италию, Испанию, Германию, Францию проникают десятки тысяч беженцев и мигрантов, которые не просто проходят через территории этих стран транзитом, а остаются там жить. Но режим чрезвычайного положения никто не вводит, потому что в этом нет никакой реальной необходимости.

Объяснением введения чрезвычайного положения на белорусско-польской границе может стать падение рейтинга поддержки правящей партии “Правда и справедливость” (ПиС) и желание провести досрочные парламентские выборы. В этом смысле режим ЧП, при его продлении, позволит ПиС сохранить существующий баланс сил в парламенте до момента нового голосования, а ограничения из-за ЧП не дадут оппозиции и гражданскому обществу этому помешать.

Рейтинг ПиС составляет 36,3%, крупнейшей оппозиционной партии «Гражданская коалиция» (ГК) – 25,5%. Избирательный порог проходят также движение “Конфедерация” и Левые силы (по 8%), тоже оппозиционные. 

Режим ЧП означает автоматический запрет на проведение любых массовых мероприятий, акций протеста, ограничение права на свободное перемещение и ношение оружия. В случае необходимости ПиС могут ужесточить особый режим: ввести цензуру прессы, глушить теле- и радиосигналы, прослушивать телефонные разговоры, просматривать электронную переписку, запретить любые формы политической активности как для избирателей, так и для оппозиции.

Вместо вывода.

В сложившейся ситуации нагнетание обстановки вокруг белорусско-российских учений – удобный повод для спекуляций режимом ЧП, позволяющим установить контроль над внутриполитическим процессом. Кроме того, ссылаясь на особый режим, правящая партия Польши может частично исключить из избирательного цикла жителей Подлясского и Люблинского воеводств, во многом разочаровавшихся в правлении Анджея Дуды и его приближенных.

 Последние новости Беларуси и мира