Может ли миграционный кризис перерасти в полноценную войну между Россией и НАТО?

Может ли миграционный кризис перерасти в полноценную войну между Россией и НАТО?

Постоянная демонстрация толп беженцев на белорусско-польской границе вызывает напряженность у стороннего наблюдателя. Все понимают, что Беларусь – ближайший союзник России, а Польша – активный член НАТО и, если страны начнут слишком ревностно выполнять свои союзнические обязательства, то последствия для всей региональной безопасности могут оказаться трагическими. Однако давайте разберемся, а может ли миграционный кризис объективно закончиться войной?

Несмотря на то, что непримиримость и Минска, и Варшавы оставляет мало надежды, что напряженность на границе будет снята в ближайшее время, эскалация конфликта в смысле полномасштабных боевых действий тоже является маловероятной по одной простой причине: за последние несколько месяцев на белорусско-польской границе собралось всего 3-4 тыс. беженцев, что не является хоть сколько-то значимым количеством мигрантов для угрозы национальной безопасности Беларуси, Польши или каких-то государств Евросоюза.

Другими словами, сложившаяся напряженность на границе между Беларусью и Польшей вызвана не столько реальными проблемами с миграционным кризисом, которые могут создать несколько тысяч беженцев (никто бы даже не заметил, если бы им разрешили присоединиться ко многим другим вновь прибывшим в Евросоюз мигрантам), а желанием одной или нескольких региональных держав искусственно поддерживать этот кризис для решения собственных как внутриполитических, так и внешнеполитических задач.

Так, для правительства Польши в лице партии «Право и справедливость» кризис на границе с Беларусью предоставляет уникальную возможность улучшить свое положение как внутри страны, так и за рубежом: польская власть может мобилизовать свой электорат с помощью имитации военной угрозы со стороны Минска, а также укрепить свою репутацию в глазах Вашингтона и Брюсселя, выдавая себя за главного защитника Евросоюза от гибридной угрозы со стороны востока (форпост на пути неконтролируемых орд мигрантов).

Если говорить о Брюсселе, то для него миграционный кризис это удобная возможность заняться поиском новой европейской идентичности, попытаться отыскать новый объединяющий фактор для стран Евросоюза на фоне внешней угрозы: Евросоюз нуждается в обновлении наднациональной цивилизационной матрицы, которая уже давно перестала отвечать требованиям времени и больше не является тем связующим элементом, позволяющим говорить о общеевропейских ценностях, культуре и образе будущего.

Интересен этот кризис и для Вашингтона, который рад отвлечь внимание мировой общественности на европейские проблемы, чтобы заняться решением вопросом с растущей китайской угрозой: Пекин наращивает экономическое и политическое могущество, вытесняет Вашингтон из Азиатско-Тихоокеанского региона и постепенно усиливает своё влияние во всех ключевых торгово-экономических регионах мира, что не может не вызывает обеспокоенность США, которые рискую лишиться статуса единственного гегемона.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод: многие игроки заинтересованы в том, чтобы миграционный кризис на белорусско-польской границе продолжался и привлекал к себе внимание. Тем не менее говорить о полномасштабном военном конфликте межу Россией и НАТО не приходится: ставки недостаточно высоки, чтобы одна из сторон пошла на такой риск из-за нескольких тысяч мигрантов и спровоцировала тем самым потенциальную ядерную войну между сверхдержавами.

 Последние новости Беларуси и мира