
Во вторник, 7 декабря, состоялась онлайн-встреча президентов России и США Владимира Путина и Джозефа Байдена. Сторону обсудили множество проблемных вопросов, включая украинскую тематику. По словам российского лидера, с этим связан и вопрос расширения НАТО на Восток, который Москва считает важнейшим для обеспечения собственной безопасности. Вашингтон тоже обратил внимание на украинский вопрос, но только в контексте Беларуси. «Особую озабоченность», как выразилась заместитель госсекретаря Виктория Нуланд, вызвало изменение позиции Минска по Крыму.
Так, если попытаться подвести промежуточные итоги встречи, то можно отметить, что формат дискуссии был крайне разносторонним. Если бы оба лидера обсуждали исключительно вопросы региональной безопасности в контексте Украины, то разговор мог бы продлиться не дольше 20 минут, потому что с этим все понятно. Но встреча продлилась около двух часов, что намекает на более широкую дискуссию. Например, могла обсуждаться проблематика безопасности на море, и безопасности воздушного движения, безопасности в космосе. Кроме того, стороны, наверняка, не оставили без внимания ситуацию вокруг Беларуси и белорусского кризиса. Здесь, можно предположить, была озвучена российская точка зрения на то, что Минск является самостоятельным субъектом международных отношений. Поэтому все вопросу по поводу Минска надо решать с ним самим.
Нельзя исключить и тот вариант, что российская сторона еще раз озвучила для Вашингтона критические «красные линии» по отношению к Украине и Беларуси. Например, легко догадаться, что у России существуют обязательства прийти на помощью союзнику, в случае военной агрессии против него. Другими словами, если польские или другие вооруженные силы предпримут попытку нарушить территориальную целостность Беларуси, то Москва будет вынуждена вмешаться в ситуацию.
Как можно понять из заявления заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Виктории Нуланд, в контексте российско-американских переговоров затрагивался вопрос Крыма и изменение по этому поводу позиции Беларуси. Де-факто Крым российским Лукашенко, как президент Беларуси, признавал, но он старался до последнего поддерживать многовекторность и исходил из того, что Киев будет высоко ценить подобную позицию. Но поскольку Киев ничего ценить уже не в состоянии, было заявлено о признании де-юре, что, конечно, не могло понравиться американской стороне.
Также Виктория Нуланд заявляла об опасениях, что Россия якобы собирается воссоздать СССР, так что можно предположить, этот вопрос тоже нашел место в дискуссии двух мировых лидеров. При этом стоит сказать, что воссоздать Советский Союз невозможно. Это была экономическая и политическая модель, основанная на роли коммунистической партии и признание этой партии руководящей и управляющей силой. Это была абсолютно и однозначно плановая экономика, и, соответственно, на всей территории была директивная модель управления этой экономикой. Поэтому говорить о построении нового Советского Союза невозможно чисто технически.
Конечно, наверняка, это не все темы, которые обсуждали стороны. Многие подробности мы получим позже, а часть из сказанного на встрече никогда не станет доступно широкой общественности. Однако нужно констатировать факт - сама по себе встреча президентов России и США является позитивным фактором в международных отношениях. Когда лидеры двух сверхдержав общаются друг с другом и предпочитают решать проблемы на переговорах, тогда у нас есть все шансы выработать адекватную повестку дня и строить конструктивные отношения.








