Признание Крыма Лукашенко: дружба и привилегированный статус или экономический упадок

Признание Крыма Лукашенко: дружба и привилегированный статус или экономический упадок

Президент Беларуси Александр Лукашенко признал Крым российским. В интервью журналисту Владимиру Киселеву он заявил следующее: “Крым де-факто является российским и де-юре он тоже стал российским”. Что же изменилось в повестке белорусского лидера, что теперь он не уходит от ответа на вопрос о статусе Крыма и открыто говорит о его принадлежности?

В первую очередь, конечно, на решение белорусского лидера по Крыму повлияла международная обстановка. Если раньше Лукашенко удавалось удачно лавировать между Россией и Западом и проводить ту самую политику многовекторности, то сейчас делать всё это стало практически невозможно. Александр Григорьевич опытный политик и долгие годы ему удавалось проводить сдержанную политику, чтобы одновременно не портить отношения с так называемым коллективным Западом и получать разные бонусы от России, но после августа 2020 года отношения с Вашингтоном и Брюсселем испортились до такой степени, что прежняя модель существования Беларуси оказалась невозможной.

Мы видим, что есть вопросы по миграционному кризису, претензии со стороны Запада по правам человека и так далее. То есть у Запада есть много вопросов к белорусской власти, но при всё при этом нынешняя ситуация позволяет признать Крым без каких-либо серьезных последствий для республики. Больше не будет никаких неожиданных санкций против Беларуси, не будет и гневных высказываний западных дипломатов – всё, что можно было сделать в отношении Беларуси, Запад уже успешно реализовал. Когда у тебя есть огромные проблемы во всех сферах двусторонних отношений с Западом, то вопрос Крыма больше не является таким чувствительным как раньше, и можно легко его признать.

Кроме того, несмотря на отсутствие какого-либо жесткого ответа со стороны Запада, признание Крыма дает Беларуси дополнительные преференции со стороны России. Самое главное – цены на газ. Уже четыре года цены на газ для Беларуси фиксированные и ровняются примерно 128-130 долларов за тысячу кубов. При этом недавно между Беларусью и Россией был подписан новый договор, согласно которому эта цена сохраняется. А всё это в условиях, когда на мировом спотовом рынке цена на газ выше 1 тысячи долларов за тысячу кубов. Для Беларуси это означает наличие дешевой электроэнергии, стоимость которой закладывается в любые товары, производимые государством, а еще из газа производятся всевозможные удобрения. Другими словами, признание Крыма со стороны Беларуси это не просто дань интеграции в рамках “Союзного государства”, но и выгодное экономическое вложение, особенно в ситуации внешней изоляции со стороны Запада.

Другая составляющая – нефтяной вопрос. Формально есть санкции против Новополоцкого НПЗ. Американские санкции запретили любым компаниям в мире поставлять туда нефть для переработки. Российские компании этих санкций тоже не нарушают, по крайней мере, мы видим, что официальных поставок нет. Однако Новополоцкий НПЗ продолжает функционировать и белорусская сторона заявляет, что он перерабатывает нефть. Не трудно догадаться, что без неформальной российской помощи никакой переработки наверняка бы не было. 

Еще один момент – транспортировка и экспорт нефтепродуктов из Беларуси. Евросоюз официально ввел санкции и запретил покупать кому-либо белорусские нефтепродукты, но, тем не менее, эти нефтепродукты успешно реализуются. В этом плане большая доля нефтепереработки уходит транзитом через Россию и в этом плане Москва не отказывает Минску в транспортировке нефтепродуктов через свои порты, что тоже выгодно белорусской власти.

В этом смысле мы понимаем, что сотрудничество с Россией является важной составляющей в экономической безопасности белорусского государства, которое оказалось в сложной ситуации. Деваться некуда и Лукашенко важно сохранять хорошие отношения с Россией, в чем признание Крыма является ключевой составляющей. А дружба с Россией это не только нефть и газ, а еще и всевозможные кредиты, строительства атомных станций, льготы по возвратам уже взятых кредитов и многое другое. И это, к слову, прекрасно понимает президент России Владимир Путин, который первым пригласил Александра Лукашенко в Крым, фактически поставив белорусского лидера перед выбором: или признание полуострова и сохранение привилегированного статуса, или экономический упадок.

 Последние новости Беларуси и мира