Программа «Восточного партнерства» окончательно себя дискредитировала

Программа "Восточного партнерства" окончательно себя дискредитировала

Изначально программа «Восточного партнерства» создавалась как инструмент постепенной интеграции стран-участниц проекта в Евросоюз. Прошло немного времени и стало понятно, что интеграция не подразумевает членство участников проекта в Евросоюзе на общих основаниях. А еще через какое-то время всем стало очевидно, что «Восточное партнерство» представляет собой ловушку, попадая в которую тебя постоянно «дергают за хвост», а вместо реальной интеграции кормят обещаниями о светлом будущем.

Решающим для судьбы проекта стал 2019 год, когда в Китае зафиксировали первые случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией. Практически сразу же после этого во всем мире началась экономическая нестабильность, и страны-участницы «Восточного партнерства» рассчитывали на какую-то помощь со стороны Брюсселя, но ожидания не оправдались. Вместо того чтобы помочь Беларуси и другим претендентам на членство в Евросоюзе, которые имели на это право в рамках программы интеграции, в Брюсселе полностью утратили контроль над ситуацией.

К слову, Беларусь еще в начале своего европейского пути поняла, что с «Восточным партнерством» что-то не так. Если мы вспомним некоторые попытки финансирования программ «Восточного партнерства», условно говоря, на один евро, потраченный на Молдову и Украину, один евроцент приходился на Беларусь. Ну а затем хорошо известная нам ситуация: как только в Беларуси началась подготовка к президентским выборам, в мозговых центрах объединенного Запада началась подготовка к вмешательству в эти выборы. Стоит отметить, что вмешательство 2020 года не было чем-то новым и неожиданным, проблема существовала и в 2015 году, в 2010-м. 

В этом смысле нет ничего удивительного, что нынешние участники проекта постепенно отказываются выполнять требования Брюсселя и игнорируют свои обязательства в рамках партнерства. Они видят, что обязательства есть только для них, а сам Евросоюз не предпринимает никаких усилий для улучшения ситуации. Кроме того, дополнительного скептицизма в отношении «Восточного партнерства» прибавил последний онлайн-саммит, во время которого Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель открытым текстом заявил, что Молдову, Украину и Грузию в Евросоюзе не ждут.

Всё это, конечно, приводит к тому, что сегодня отношение к «Восточному партнерству» со стороны стран-участниц проекта, что называется, сдержанное. Можно даже предположить, что Брюссель самостоятельно откажется от этой программы, потому что с Арменией и с Азербайджаном не получилось, Молдова и Украина не представляют такой стратегической ценности. То есть, непонятно, для кого «Восточное партнерство» существует. При этом, что тоже важно отметить, на фоне затухающего европейского интеграционного проекта несколько иначе выглядят ЕАЭС и ОДКБ.

Последние новости Беларуси и мира