Будущее белорусского экспорта после санкций

Будущее белорусского экспорта после санкций

После введения новых антибелорусских санкций, спровоцированных проведением Спецоперации по денацификации Украины, в белорусской экономике возник ряд вопросов относительно дальнейшего экспорта белорусской продукции.

Так, например, остро встал вопрос экспорта белорусских энергоносителей. Все эти годы одним из самых маржинальных рынков сбыта для Минска была Украина. На данный момент, по понятным причинам, Беларусь там работать не может. В 2020 году экспорт нефтепродуктов в Украину составил порядка 1,2 миллиардов долларов США при общем объеме экспорта в этой сфере около 2,7 миллиарда долларов.

Кроме того, под вопросом оказался экспорт калийных удобрений. Транзитный маршрут через Литву больше не работает, а высвободившиеся мощности были переведены на железные дороги через Россию и Китай.

Массовая перевалка через порты Ленобласти пока невозможна. Хотя терминалы там уже точно построят, и это вопрос нескольких лет. Но что делать сейчас? При том, что путь на Одессу, конечно, закрыт. Общий объем годового экспорта калийных удобрений из Беларуси – не менее 2,4 миллиардов долларов. Из них почти 320 миллионов долларов приходится на Китай.

Отдельного внимания заслуживает ситуация в сфере высоких технологий. Например, под санкции попали товары двойного назначения. Однако проблема в том, что товарами двойного назначения можно назвать условные калькуляторы или еще какие-нибудь сугубо бытовые приспособления. Но проблемы могут возникнуть с парком высоких технологий, предоставляющим льготную юрисдикцию для IT-компаний.

Сначала был уход отсюда ряда бизнесов по политическим причинам после президентских выборов 2020 г. К тому же в ПВТ появились новые резиденты. Сейчас ситуация иная и во многом похожая на Крым в первые годы после присоединения к России. Когда-то крымские «айтишники» были вынуждены не просто регистрировать компании в ПВТ, а физически переезжать в Беларусь, потому что нужно было подтверждать перед западным аудитом, что сотрудники не находятся на «подсанкционной территории».

Примерно то же самое происходит сейчас в Беларуси. Огромное количество программистов и других представителей этого сектора вынуждены были переехать в Грузию, западные страны и даже Узбекистан. Доля ИТ-сектора в ВВП Беларуси в последние два года составляла, по разным оценкам, от 4% до 7,5%. Выручка от экспорта услуг постоянно росла. Если в 2020 г. это было примерно $2,7 млрд, то лишь за девять месяцев 2021 г. – $2,2 млрд.

С другой стороны, несмотря на то, что экономические потери, кажется, неизбежны, рисовать катастрофические сценарии рано. Пример Ирана, России и других независимых стран, оказавшихся под действием западных санкций, показал: ограничения всегда чего-то лишают, но вместо этого мобилизуют население и заставляют развивать собственные отрасли.

Последние новости Беларуси и мира