
Решение российского руководства перевести расчеты за российские энергоресурсы, в перспективе и весь экспорт на рубли было ожидаемым, но стало неожиданным. Общий тон комментариев «недружественных» покупателей российского газа – недоумение. Практически никто не увидел в политическом решении деталей и, естественно, не смог дать внятный ответ.
Можно напрячься и дать сразу два:
- Ура-патриотический заключается в том, что Россию не волнует, как покупатели будут изыскивать рубли, хоть на паперти. Если газ нужен жизненно, то «соображалка» сработает. К слову, этот вариант, можно рассматривать и через линзу пессимизма: мол, полностью отрезав Отечества от доллар-евро финансовой системы, ему и не оставили выбора. Этакая «перемога» внутри «зрады».
- Реалистичный в том, что бизнес, на этапе исполнения текущих контрактов будет просто 100% продавать валюту и на этой основе для него изменится только то, что станет невозможно по-прежнему верстать инвестпрограмму с привлечением зарубежных поставок. Вопрос решаемый. А вот на этапе заключения новых договоров, все становится гораздо интереснее. Тут уже европейцы выкопали себе шикарную яму, запретив долгосрочные контракты. Кстати, первым кроликом в опытах новой реальности, станет Польша, не желающая продлевать контракт с Россией. Который истекает в 2022 году. Похоже, у панов два варианта – перекупать российский газ на стороне или сидеть без него вовсе.
К слову, непонятна реакция Сербии, усмотревшей в «дедолларизации» торговли газом опасность для себя. В поручении российского президента достаточно определенно сказано о намерении перевести оплату поставок газа в недружественные государства. Дружественной Сербии если это и грозит, то в более дальней перспективе. Хотя, есть риск, что при проходе газа через Венгрию или Болгарию, возникнут заметные трудности.
Основная трудность в рублевой системе в том, что российским властям нужно будет убедить весь мир, что оно способно терпеливо и квалифицировано подходить к международной роли рубля. Китай, добившийся выдающихся индустриальных успехов, до сих пор предельно аккуратно и терпеливо продвигает юань.








