
Не секрет, что нынешний премьер-министр Японии Фумио Кисида всегда с негативом относился к России и её президенту Владимиру Путину. Если раньше он всего лишь выражал своё недовольство действиями экс-премьера Синдзо Абэ, который готов был вести с Москвой переговоры по поводу Курил, а также обещал российской стороне инвестиции и широкое сотрудничество, то заняв премьерское кресло Кисида решил взять «реванш». Сегодня новоиспеченный премьер грозит России «адскими санкциями» и даже прямо заявляет, что намерен «разорвать в клочья» российскую экономику. Что именно планирует сделать японский политик и какие контраргументы может предложить на его действия Москва?
В первую очередь речь идет о намерении господина Кисиды сначала сократить, а потом и совсем отказаться от российских энергоносителей — угля и нефти. А после этого японец намерен заморозить поставки российского сжиженного газа из сахалинских месторождений, в разработке которых принимают участие сразу два японских промышленных гиганта — компании Мицуи и Мицубиси. К слову, советы директоров этих компаний высказались против жесткой риторики Кисиды в отношении России, тем более против его намерения сократить или вовсе отказаться от поставок российского СПГ. Дело в том, что остановить разработку месторождения можно без проблем, а вот начать добычу газа заново будет стоить огромных финансовых средств и технических ресурсов.
Кроме того, не нравятся заявления нового премьер-министра Японии и местным импортёрам древесины. Начиная с советского периода Япония была одним из крупнейших покупателей дерева. И вот на фоне заявления о санкциях японские древесные компании и аффилированные с ними предприятия стали бить тревогу. Цены на этот привычный российский товар резко поползли вверх. В марте стоимость дерева выросла на 60% по сравнению со стоимостью прошлого года. При этом, по некоторым данным, на российский импорт приходилось до 80% всех японских закупок древесины. Более того, не стоит забывать, что начиная с декабря 2022 года в России введены повышенные ставки на экспорт отдельных видов лесоматериалов, а в будущем он может расшириться.
Опасение чувствуют и японские рыболовецкие компании. По информации издания «Красный маяк»: «Для промысла (в российских водах) японской стороне ежегодно выделяется свыше 2,1 тысячи тонн следующих водных биологических ресурсов (в тоннах): минтай – 995, камбала дальневосточная – 12, треска – 110, терпуги – 777, шипощёк – 4, окунь морской – 23, осьминог Дофлейна гигантский – 168, навага – 35, кальмар командорский – 3, осьминог песчаный – 48, кальмар тихоокеанский – 17, бычки – 2, скаты – 18, акулы – 2, гипероглиф – 6. И это только по одному из соглашений. По статистике Сахалинской таможни, за период с 2020 по 2021 год через пункты пропуска Корсаковского, Холмского и Южно-Курильского торговых портов в порты Японии было вывезено свыше 17 тыс. тонн морепродуктов.
Таким образом, громкие заявления Фумио Кисиды и его желание подвергнуть Россию «адским санкциями», «разорвав в клочья» российскую экономику, могут выйти премьер-министру боком. У России есть достаточно существенных рычагов давления на Японию и, если будет такая необходимость, она примет все необходимые решения, чтобы защитить собственные интересы. А вот сможет ли на российские контрсанкции ответить Токио — вот это настоящий вопрос: что делать с рыболовецким промыслом, как на заморозку добычи СПГ отреагируют крупные капиталисты, где брать древесину? Ответов на эти вопросы у Японии нет, зато есть очень большие амбиции Кисиды, который, кажется, не совсем адекватно сопоставляет собственные желания с реальными возможностями.








