
В марте президент России Владимир Путин заявил, что российская сторона будет торговать с недружественными странами в рублях. И первый товар на котором Россия будет использовать рублевые расчеты — природный газ.
Напомним, на сегодняшний день Россия поставляет в Европу около 155 млрд кубов природного газа ежегодно, поэтому в этом плане российская сторона является крупнейшим поставщиком газа на европейский рынок, а Европа для России является крупным рынком сбыта. Более того, из-за того, что цены на газ в последнее время очень высокие, даже по контрактам «Газпрома», (цены переваливают за 1000 долларов за одну тысячу кубов. На спотовом рынке цены ещё выше), в месяц «Газпром» продаёт газа в Европу примерно на 8-9 млрд долларов. Теперь эта огромная сумма должна быть перечислена российскому поставщику в рублях.
В своём выступлении президент России Владимир Путин лично объявил о данном решении и его можно расценивать как политический шаг и ультиматум со стороны России: либо вы покупаете у нас газ в рублях, либо мы не продаём его вообще. Логика такая: мы теперь не считаем евро и доллары надёжной валютой, поэтому мы не будем считать, что вы оплатили газ, если вы оплатите счёт в своей валюте. Теперь оплата «Газпрому» должна приходить в рублёвом выражении. Подобную меру европейские политики восприняли в штыки. Они начали говорить о том, что контракты это незыблемая вещь и, что никогда они не будут переходить на рубли. Якобы они вообще не знают как выглядят рубли и будут продолжать платить в долларах. И эта позиция понятна, потому что политикам сложно пойти на этот ультиматум со стороны России, ведь тогда все сочтут, что ты прогнулся, пошёл на встречу Москве и так далее. Именно по этой причине европейские политики и чиновники всячески препятствуют данному решению.
Однако в это же время нужно понимать, что это исключительно политические заявления, ведь, например, контракты, которые называют незыблемыми, в реальности переписываются буквально каждый год и ничего страшного в этом нет. Кроме того, некоторое время назад сама Еврокомиссия настаивала на том, чтобы из контрактов с Россией убрали условие запрета реэкспорта газа. Если раньше «Газпром» продавал кому-то газ, то ты не мог перепродать его соседу, потому что таким образом сдерживалась разница в ценах между соседними государствами. Теперь же мы видим, что это условие из контрактов ушло, более того, даже формулы ценообразования переписывали регулярно. Мы помним, что стокгольмский арбитраж, например, вообще полностью переписал контракт «Газпрома» и «Нафтагаза» на поставку газа и транзит.
В этом смысле называть контракты незыблемыми язык не поворачивается. В этом плане для европейцев не может быть никаких сложностей в оплате российского газа за рубли. Более того, для самих коммерческих структур, которые и покупают у «Газпрома» природный газ, никакой проблемы перейти на рублёвый расчёт тоже не возникает. Кроме того, нужно понимать, что российская сторона разработала довольно комфортный механизм для самих европейских покупателей — для них в целом ничего не меняется. Нужно подписать дополнительное соглашение, которое пришлёт «Газпром», в котором говорится, что отныне валютой расчёта является не евро и доллар, а рубль. При этом формула ценообразования и прочие моменты никак не меняются.
Таким образом, все заявления европейских политиков о том, что они не могут перейти на оплату газа в рублях из-за незыблемости контрактов представляют собой фарс. В реальности же никакой проблемы в этом нет, но европейские элиты воротят от рубля нос, потому что не хотят выглядеть зависимыми, слабыми и принявшими ультиматум Москвы. При этом, конечно, всё говорит о том, что других альтернатив у стран Евросоюза нет и оплата всё равно будет производиться за рубли, если не сейчас, то к новому отопительному сезону точно.








