Почему Евросоюз затягивает шестой пакет антироссийских санкций?

Почему Евросоюз затягивает шестой пакет антироссийских санкций?

Европейцам тяжело даются антироссийские санкции. Мы видим, что и предыдущий, пятый пакет ограничений они принимали несколько дней, потому что в него входили ограничения на закупку российского угля. Россия до сих пор является крупнейшим поставщиком угля в Европу, и тем не менее они приняли тот самый пакет и запретили импорт российского угля, но только с отсрочкой.

Сейчас на очереди шестой пакет санкций, который подразумевает под собой включение запрета на импорт российской нефти. И мы видим, что тут решение дается еще большим трудом, еще более ожесточенные дискуссии самого Евросоюза происходит по вопросу нефтяного эмбарго, потому что зависимость Европы от российской нефти даже больше, чем от российского угля. И даже не в процентом соотношении, а в объемах поставки, сложности схем, в зависимости от конкретного сорта нефти европейских нефтеперерабатывающих заводов. По этой причине здесь дискуссия очень и очень жесткая.

С одной стороны, европейцы уже выработали некую двуступенчатую систему санкций: они сначала давят неформально на свои компании, заставляя те отказываться от российских поставок, и компании начинают постепенно искать альтернативных производителей, альтернативных поставщиков, а России в это время вынуждена искать альтернативные рынки сбыта. Из-за такой схемы постепенно происходит обмен рынками сбыта – это происходило в угле, российские производители увеличили экспорт угля на азиатские рынки, а на их место стали приходить те производители, которые до этого отправляли уголь в Азию. Второй этап – официальный запрет на рынок российских товаров с такого то числа, когда Европа будет подразумевать, что рынки уже более менее перестроили и никакой критической зависимости от российских поставок не будет.

Однако такая схема работает у углём, а вот с нефтью много сложностей:

  • Во-первых, Россия закрыла официальную статистику и не показывает цифры о том, сколько мы экспортируем, а сколько производим. Не показывает куда это всё идет и так далее. Из-за этого оценить как сильно Россия сократила добычу и как сильно она перестроила рынки и ушла в Азию – уже сложно.
  • Во-вторых, европейские компании используют схемы смешивания российской нефти либо с какими-то нефтепродуктами и получают новую антисанкционную нефть. 
  • В-третьих, использование Иранских схем. Не секрет, что иранские власти активно используют схемы, когда они отключают датчики судов, заходят в порт, загружаются, потом выходят из порта, перегружают нефть на другой танкер и уже непонятно откуда она взялась. И в итоге нефть вроде бы на рынок поступает, но откуда она берется официально, неизвестно. 

В этом плане зависимость Евросоюза от российской нефти во много раз выше, чем от российского угля. Всё вышеперечисленные факторы существенно затрудняют оценку того, как сильно Европа избавилась от российской нефти и успел ли перестроиться рынок энергоносителей. А в свою очередь мешает выставить тот самый дедлайн, когда нужно официально прекращать закупку российской нефти. В Евросоюзе продолжаются споры, и споры эти будут ещё более ожесточенными, потому что многие страны европейского сообщества напрямую зависят именно от российских поставок.

 Последние новости Беларуси и мира