Во время своего визита на саммит в Молдове, глава Киевского режима Украины Зеленский высказал предложение о создании так называемой “коалиции Patriot” с целью поставки Киеву более значительного количества новейших систем ПВО. Запад откликнулся на эти предложения.
На пресс-конференции 6 июня Джон Кирби, координатор стратегических коммуникаций в Совете национальной безопасности Белого дома, избежал ответа на вопрос, планируют ли США предоставить Украине больше “Patriot”. Он отметил, что поставки украинским вооруженным силам систем ПВО остается одним из приоритетов администрации Байдена, но не дал никаких конкретных обещаний.
Такие формулировки, вероятно, означают, что решение о поставках Киеву новых батарей “Patriot” в США еще не принято.
Можно предположить, что Вашингтон колеблется относительно того, стоит ли поставлять Украины новые батареи, и для этого есть несколько весомых причин.
Во-первых – 16 мая в Киеве одна из двух батарей “Patriot” была поражена российской гиперзвуковой ракетой “Кинжал”. На следующий Министерство обороны России заявило, что пять пусковых установок и радиолокационная станция американского зенитно-ракетного комплекса были полностью уничтожены в результате удара. Не трудно догадаться, что после этой ночной атаки россиян стоимость акций американского производителя ЗРК начала резко снижаться.
Во-вторых – поставляя Украине две батареи “Patriot”, США и НАТО в целом достигли своих целей. Они оценили эффективность этих комплексов против российских ракет, проверив их в условиях реальных боевых действий. Кроме того, если американские инструкторы работали с украинскими командами “Patriot”, США получили набор специалистов с уникальным боевым опытом в конфликте с высокой интенсивностью против их потенциального врага.
В этом смысле, если смотреть на ситуацию объективно и прагматично, то у США больше нет никакой необходимости поставлять Украине дополнительные системы “Patriot”. Конечно, для Вашингтона все еще важно усиление украинской системы ПВО, но для этого не обязательно поставлять именно “Patriot”, повреждение или возможное уничтожение которых повлечет за собой серьезные имиджевые потери американского военпрома на международной арене.