Не будет ложью сказать, что сегодня за событиями в России наблюдал весь мир. И, признаться, наблюдать было за чем: лидер ЧВК «Вагнер», Евгений Пригожин, организовал военный мятеж против военного руководства страны, направив колонны вооружённых до зубов наёмников в российские города, включая столицу — Москву.
Что произошло?
Вечером 23 июня стало известно, что глава ЧВК «Вагнер» написал заявление в Следственный комитет России против начальника Генерального штаба ВС России Валерия Герасимова и министра обороны России Сергея Шойгу. Он обвинил их в убийствах, геноциде русского народа и нарушении территориальной целостности страны.
В этот же день пресс-служба Пригожина начала публиковать аудиосообщения. В них глава «Вагнера» говорил, что совет командиров военной компании решил бороться с руководством Минобороны России. После этого в аффилированных с «Вагнером» каналах появилось видео, якобы снятое вагнеровцами после удара ВС России по их позициям. Следом Пригожин сказал, что группировка «Вагнера» численностью в 25 тысяч человек выдвигается в Ростов-на-Дону, а затем в Москву. При этом вагнеровец отметил, что его поддерживают военные, призвав население присоединиться к «маршу справедливости».
Далее с обращением выступил президент России Владимир Путин, который сообщил, что бойцы «Вагнера» — герои и смело сражаются за нашу Родину, но втянутые обманом в путч наёмники будут наказаны по строгости закона. Также Верховный главнокомандующий отметил, что решается судьба страны, которая требует единения.
(Обновлено: 21:10)
Уже на подъезде ЧВК «Вагнера» к Москве в Сети стали появляться сообщения о тайных переговорах между Москвой и Пригожиным, которые послужат фундаментом для деэскалации. Позже выяснилось, что третьей стороной выступил президент Беларуси Александр Лукашенко, которому удалось переговорить с Пригожиным и примирить стороны. В итоге глава «Вагнера» принял предложение белорусского лидера, заявив об остановке движения вагнеровцев на территории России.
Несмотря на то, что в этот раз все мы отделались легким испугом, и наше общество проявило высочайшую гражданскую зрелость, больше плюсов в сложившей ситуации нет. Ситуация показала, что правильно работающие медиа, способные вызвать помешательство, а обычные манипуляции и игра на “боли” народа, который видит объективные проблемы на фронте и в тылу, всё же уязвим перед методами социальной инженерии.
Очевидно и то, что сложившаяся ситуации в стране, находящейся в условиях тяжелейшего геополитического столкновения, ставит под вопрос само существование государства. Мы видели, что сразу же после объявления метяжа «Вагнера» в ход пустились западные спецслужбы, украинские ботофермы и ЦИПсО, сеющие смуту и подначивающие людей на необдуманные действия.
Какие выводы сделать?
Теперь, когда острая опасность миновала, руководству России нужно хорошенько проанализировать случившееся и понять, а что и почему собственно произошло. Если сегодня россиянам повезло, то случись подобное снова, кризис может пойти совсем по другому сценарию. Более того, мы наглядно увидели, что в российской системе безопасности есть огромные недочеты.
Отдельного внимания заслуживает вопрос гражданского общества и “народной поддердки” вагнеровцев. Понятно, что в своих действиях сочувствующие мятежникам исходили из представлений справедливости, но бунтом проблемы не решаются. Ситуацию сложно назвать нормальной хотя бы по той причине, что единственным легитимным аппаратом насилия в стране выступает государство, а когда его функции берут на себя группы наемников, государственность и право уходят на второй план.
В этот раз кому-то не понравилось Минобороны, а завтра кто-то выдвинет требования президенту или главе другого ведомства только из-за того, что его на это побудили собственные представления о “добре” и “зле”. В итоге мы получим диктатуру латиноамериканского типа, когда обществом заправляют банды головорезов по принципу “кто сильней, тот и прав”.
Фото: thenationtimes.com / vesiskitim.ru