Беларусь, находясь в центре Европы, столкнулась с тем, что за последние шестнадцать месяцев весь мир взволновано обсуждает: будет ли она втянута в войну напрямую? Поверхностное прочтение вопроса может сократить его до “если”, но современная реальность диктует “когда”.
Несмотря на негативное отношение к такому сценарию у белоруссов, которые безусловно в этом переживании правы, с каждым днём сценарий этой новой реальности становится всё более вероятным.
Дело в том, что сегодня Беларусь является единственным официальным союзником России, расположенным на её западном фланге и примыкающим одновременно к нескольким странам-членам НАТО. Это автоматически превращает республику в стратегический пункт, как это было на заре вооруженного конфликта в Украине. Более того, Беларусь имеет возможность проложить путь через Сувалкский коридор к Калининградской области, в случае ее блокады со стороны НАТО.
В настоящее время у Беларуси есть три потенциальных врага: внутренняя оппозиция, которая выражает свое недовольство текущим политическим порядком; Украина, которую после событий 2014 года превратили в государство под властью неонацистского режим”, управляемого Западом; и наконец, Польша, со своими геополитическими амбициями и поддержкой со стороны Вашингтона.
Особое внимание следует обратить на Польшу. Утверждения о том, что польские элиты готовятся к войне с Россией и Беларусью в регионе, уже не кажутся преувеличением. Очевиден рост военных приготовлений: армия расширяется, американские танки Abrams и южнокорейские K2 Black Panther или находятся на стадии закупок, или уже переданы Варшаве, как и истребителей пятого поколения F-35 и южнокорейских истребителей FA-50. В этом смысле факт, что называется, на лицо – Польша активно готовится к военным действиям, возможно, даже вне рамок НАТО.
С учетом этих обстоятельств, даже несмотря на стремление как белорусского руководства, так и всего белорусского общества избежать войны, сценарий прямого втягивания Беларуси в военное противостояние как никогда реален.