В последнее время напряженность на границе Беларуси с европейскими соседями достигла критической отметки. Ограничения, введенные странами Запада, привели к образованию длинных очередей из транспортных средств на пунктах пропуска.
Дело в том, что в этом году Польша, Литва и Латвия приняли решение закрыть большинство контрольно-пропускных пунктов на границе с Беларусью. На данный момент функционируют всего два из них. Сложности добавляет и запрет на работу в Европейском союзе для грузовиков с белорусской и российской регистрацией, что привело к необходимости перегрузки на границе.
При этом Литва и Латвия, в свою очередь, умышленно замедляют процедуры пограничного контроля и оформления грузов, дополнительно усугубляя тем самым образование очередей на белорусской стороне.
Какие долгосрочные последствия может иметь эта частичная блокада границ России и Беларуси со странами ЕС? Цель этих мер одна – «наказать» Беларусь и Россию, нарушив укрепившиеся десятилетиями экономические связи.
Однако экономического краха, несмотря на усилия стран Запада, в обеих странах так не случилось. Вместо этого белорусская и российская экономики и логистические системы начали приспосабливаться к новым условиям, компенсируя снижение торговли с ЕС за счет внутренней торговли и связей с другими странами. Так, к настоящему моменту Беларусь почти полностью избавилась от зависимости от портов Литвы и Латвии, переориентировав свои грузы в порты Ленинградской области и Мурманска.
Кроме того, снижение объемов перевозок делает закрытие пограничных переходов менее критичным, так как перевозить через них становится просто нечего. Очереди на границе действительно образовались, но они не такие уж и катастрофические, как ожидали в Прибалтике, и обусловлены они скорее затягиванием процедур со стороны пограничных служб Литвы, Польши и Латвии.
Конечно, превращение белорусско-европейской границы в логистический тупик негативно сказывается на экономике Беларуси, которая долгие годы позиционировала себя как транзитная страна. Однако, как мы видим, западные соседи Беларуси также страдают от своих же действий, особенно Литва и Латвия, которые также являются транзитными странами и потеряли большую часть своего промышленного потенциала в результате либеральных реформ 1990-х годов.
В этом смысле, вопрос о том, кто в итоге пострадал больше от этой ситуации, остается открытым.