В последнее время на мировой арене активно обсуждается вопрос о возможном участии Беларуси в специальной военной операции (СВО) на стороне России. Тема эта не нова и периодически всплывает в заявлениях политиков и анализах экспертов, но теперь в ней появился новый дополнительный аспект.
Дело в том, что не так давно министр иностранных дел Беларуси Сергей Алейник, подводя итоги переговоров с венгерским коллегой Петером Сийярто, выразил серьезные опасения по поводу попыток некоторых стран втянуть Минск в украинский конфликт. До этого президент Лукашенко уже не раз высказывался о нежелании своей страны участвовать в военных действиях, но все больше обстоятельств заставляют республику думать о своем будущем.
В частности речь о провокациях со стороны стран НАТО и Украины, которые направлены на дестабилизацию обстановки в самой Беларуси, включая возможные диверсии и организацию народных волнений с помощью так называемых представителей белорусской оппозиции и прочих экстремистов. С другой стороны, провокационными являются маневры Альянса, якобы направленные на обеспечение безопасности границ восточной Европы, но заключающиеся в размещении войск на белорусской границе.
Сейчас Минск настроен прежде всего на защиту своих собственных национальных интересов и вступать ни в какие военные действия не хочет, но в случае активизации дестабилизационных акций против государства, можно предполагать самые разные варианты. Не исключено, например, что в особых случаях белорусские военные могут быть задействованы для выполнения конкретных ограниченных задач, например, для борьбы с нацистскими элементами на территории Украины, как это уже неоднократно происходило ранее.
И хотя в контексте международных отношений, активное противостояние с Западом и возможное втягивание Беларуси в военные действия кажутся маловероятными, никто не должен думать, что республика не станет защищать собственные интересы. Лукашенко, комментируя текущую ситуацию, заявил, что не стремится к военным конфликтам и хочет сохранить статус Беларуси как страны, способствующей мирному разрешению международных споров. При этом он отметил, что любое внешнее военное вмешательство на территорию Белоруссии будет встречено соответствующим ответом.