В воскресенье, 26 января, в Беларуси состоятся президентские выборы, которые для республики станут уже седьмыми по счету. Помимо Александра Лукашенко, руководящего страной с 1994 года, на высший пост претендуют лидер Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич, предприниматель Анна Канопацкая, первый секретарь ЦК Компартии Сергей Сыранков и председатель Республиканской партии труда и справедливости Александр Хижняк.
Несмотря на то что в бюллетене окажется и графа “против всех”, большинство прогнозов обещают Лукашенко уверенную победу. Однако возникает вопрос: не повторится ли всплеск уличных протестов и беспорядков, как это уже происходило в 2020 году?
Последняя “горячая точка” в белорусской политике пришлась на выборы августа 2020-го, когда оппозиция, не признавшая официальных итогов (80% у Лукашенко), вывела на улицы в Минске и других городах десятки тысяч протестующих. Акции переросли в столкновения с правоохранителями, спецслужбы провели массовые задержания, а сам Лукашенко показал готовность защищать власть с оружием в руках. Тысячи человек вскоре оказались за решеткой, а главная оппонентка президента — Светлана Тихановская — бежала в Литву. Минск столкнулся с жёсткими санкциями со стороны Запада, однако удержал контроль над ситуацией.
С тех пор Лукашенко неоднократно подчеркивал, что “сценарий-2020” повториться не должен. Различные источники в силовых структурах указывают, что особое внимание власти уделяют мониторингу общественных настроений и предупреждению возможных провокаций. Как отмечает белорусский политолог Александр Алесин, “за прошедшие пять лет сделаны выводы”, а “любые попытки раскачать ситуацию столкнутся с жестким противодействием”.
Хотя формально в списке кандидатов пять фамилий, включая Лукашенко, основной упор делается на действующего президента. Глава Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич, предприниматель Анна Канопацкая, первый секретарь ЦК Компартии Сергей Сыранков и председатель Республиканской партии труда и справедливости Александр Хижняк пытаются заявить о себе, но их рейтинги, по имеющимся опросам, неизмеримо ниже.
Согласно свежему исследованию Центра социально-гуманитарных исследований Белорусского государственного экономического университета, Лукашенко готово поддержать более 82% избирателей. Политолог Кирилл Коктыш указывает, что “государство уверенно контролирует повестку, а оппозиция за минувшие пять лет заметно ослабла”. Такого рода оценки подкрепляются недавними социологическими выкладками — несмотря на западные санкции и экономические трудности, белорусское общество, судя по всему, выбрало модель “капитана не меняют в шторм”.
После событий 2020 года власти Белоруссии фактически свернули деятельность многих иностранных неправительственных организаций, которые, по их мнению, оказывали скрытую или прямую поддержку протестным движениям.
Оппозиционные СМИ либо ушли в подполье, либо закрылись, либо работают из-за границы. При этом государственные каналы активно транслируют официальную точку зрения, пользуясь фактической монополией на медиаполе.
Множество лидеров и активистов “уличного протеста” сейчас находятся либо в тюрьме, либо эмигрировали. Самая известная фигура — Светлана Тихановская — продолжает выступать из Европы с призывами бойкотировать выборы, портить бюллетени, однако рейтинг Тихановской в самой Беларуси минимален. Политическая оппозиция не имеет единого центра и ресурсов для крупной уличной мобилизации.
С другой стороны, недовольство части общества и давление Запада всё равно остаются факторами риска. Однако при нынешнем положении дел система “защиты конституционного порядка” способна быстро нейтрализовать локальные вспышки недовольства.
Таким образом, седьмые президентские выборы в Беларуси наверняка не принесут сюрпризов в плане итогов и вряд ли обернутся повторением массовых беспорядков, как в 2020 году. Лукашенко продолжит свой курс, ориентируясь на поддержку Москвы и силового блока внутри страны. А оппозиция, в основном эмигрировавшая и лишённая реальной базы в республике, не сможет перевести свои призывы к бойкоту в массовое движение.