Валовой внутренний продукт Беларуси в январе просел на 2%. С практически парализованной нефтянкой и отсутствием контракта по калию, пишет Telegram-канал «Рефлексия и реакция».
Хорошо, допустим даже мультиплицируем этот результат до 4% падения, за счёт просадки зарплат бюджетников и последующего снижения внутреннего спроса за счёт препятствий сельскохозяйственного экспорта в Российскую Федерацию. Это ужасный результат. Но можно ли говорить, что экономика Беларуси в таком случае развалится? Нет, нельзя.
В 2016 году в Банковском Вестнике вышла статья Сергея Грицука, с рассмотрением последствий суверенного дефолта. А именно – падение ВВП на 4,8% в течение пяти лет. А теперь давайте считать: миллиардные платежи по долгу России плюс будущие платежи за АЭС – не создадут ли они такой нагрузки на бюджет в условиях выпадающих доходов, что целесообразнее будет обнулить долги, чем платить по ним?
Есть интересный вариант – посмотреть на структуру долгов. И попробовать сделать дефолт в отношении одного кредитора. Возможно, это и есть причина по которой ввод в строй БелАЭС затягивается – атомная станция не квартира и не машина в кредит, из неё не выселишь и назад не заберёшь.
Но в целом даже аховое падение ВВП Беларуси на 5% – это не смертельно. Это ещё гораздо больше украинского подушевого ВВП. Это отыгрывается за полтора-два года.
Тем не менее, поддержка белорусской экономики может быть быстро и своевременно обеспечена лишь предоставлением Россией существенных скидок на энергоносители. Выход на мировые цены неизбежен, если официальный Минск не примет решения об интеграции с РФ. Поэтому нужно думать либо об укреплении собственной экономики без поддержки Москвы, либо признать очевидное – Беларусь экономически не состоятельна без России, поэтому альтернативы Союзному государству нет.