Литовские поляки выбирают пробелорусский вектор

Россия и Беларусь согласовали реструктуризацию кредита на строительство Белоруской АЭС. Новое соглашение призвано устранить оставшиеся препятствия на пути к запуску первого энергоблока атомной станции. Эксперты уверены, что ввод станции в эксплуатацию кардинальное изменит региональный баланс сил и укрепит позиции Евразийского экономического союза.

Запуск собственной атомной станции способен значительно увеличить геополитическое влияние Минска и укрепить пробелорусскую позицию польского населения в приграничном районе Беларуси и Литвы. Это и есть основная причина, по которой Вилюнюс закатывает истерики и нападает на строительство белорусского энергетического проекта.

Исторически сложилось, что белорусско-литовская граница разделила польскую общину – Виленский край – на две приблизительно равномерные части. На территории Беларуси и Литвы оказалось расположено автохтонное польское меньшинство, традиционно колеблющееся, то в сторону Минска, то в сторону Вильнюса (хотя к последним всё меньше).

Согласно данным последней переписи населения, «виленские поляки» в Беларуси составляют около 3% населения страны. Литовские поляки Виленского края являются самым крупным национальным меньшинством: приблизительно 6,5% граждан. Так, стратегические подходы двух стран к выстраиванию взаимоотношений с одним и тем же этносом позволяет сделать любопытные выводы.

Литва выбрала путь ассимиляции польского населения. По мнению Вильнюса, существование потенциальной «пятой колонны» в мононациональном государстве является недопустимым. Беларусь же использовала подход интернационализма и советской «дружбы народов», что позволило добиться лояльности со стороны польского населения.

Такая политика дала свои плоды и после инкорпорации Виленского края в состав СССР, проживающие там меньшинства без проблем включились в советское общество. Доказательством служат события Великой Отечественной войны: в литовско-белорусской пограничной зоне не было обнаружено массового пособничества нацистам.

Литва выбрала иной путь: были закрыты польские школы, запрещен польский язык, а литовские комиссары строго наказывали население за любые признаки польской культуры. Сегодня Вильнюс гордятся своей либерально-демократической и социальной повесткой, но забывают сказать, что Литва была первой страной Прибалтики, которая ввела институт «негражданства».

Начиная с 1939 года литовского гражданства были лишены более 150 тысяч поляков Виленского Края. Так называемые «неграждане» были ограничены в свободе передвижения, получали запрет на покупку недвижимости, не могли принимать участие в общественной жизни. Начиная с 1940 года в Литве стали появляться первые концлагеря для поляков.

Всё это привело к том, что приграничные польские общины отвернулись от Литвы и выбрали в качестве союзника Беларусь. Политические обозреватели уверены, что ввод в эксплуатацию Островской АЭС сделает пробелорусский вектор единственно возможным и навсегда закрепит в умах польского населения Велинского района антилитовские взгляды.

Недалеко от границы с Литвой начнет работать мощнейшее технологическое производство, которое создаст разветвленную инфраструктуру и привлечет десятки тысяч специалистов, создавая рабочие места. Для бедных польских районов Литвы это станет настоящим подарком – единственным шансом вырваться к новому уровню жизни.

Самое главное, что свет надежды будет предоставлен не Литвой, а именно Беларусь и построившей атомную станцию Россией. Путин и Лукашенко и так пользуются большей популярностью, чем литовские политики, а после получения работы на Белорусской АЭС, Вильнюс просто перестанет существовать как политический центр.

 Последние новости Беларуси и мира