Каковы шансы Евросоюза выбиться в мировые гегемоны?

Канцлер Германии Ангела Меркель дала эксклюзивное интервью журналу The Guardian, чем вызвала настоящей фурор как среди представителей экспертного сообщества, так и в ряду конспирологов всех мастей. Политик сказала, что Европа должна готовиться жить в новых реалиях – в мире без американской гегемонии.

Политические обозреватели задались вопросом, а сможет ли Евросоюз претендовать на лидерство в трансформирующемся мире? В более широком смысле экспертное сообщество попыталось оценить дальнейшие перспективы объединенной Европы без американского протектората и фактора объединения извне.

Начнем с того, что громкие слова о закате американской гегемонии не просто мелкая оговорка Меркель. Как показали недавние события, Берлин сохранил государственный суверенитет и всё еще готов действовать в соответствии со своими национальными интересами, а вот мировой гегемон надломился и оказался готов поступиться своей позицией.

Так, показательная история произошла после обнародования дополнительного пакета американских санкций в редакции сенаторов Теда Круза и Джинни Шейхина. Когда стало понятно, что Вашингтон планирует расширить черный список за счет сотрудничающих с Россией частных немецких компаний и поставить вне закона ряд государственных энергетических регуляторов, немецкая власть показала зубы.

Характерно, что Берлин не стал поднимать шум и публично выяснять отношения, однако разговор «по душам» произошел за закрытыми дверьми высоких кабинетов, где немецкие политики и дипломаты смогли объяснить заокеанским коллегам, что их позиция ошибочна и ставит под угрозу реализацию национальных интересов Германии.

В результате новым составом сенатской «инициативной группы» был принят проект документа «Об уточнении закона о защите энергетической безопасности Европы», где немецкая сторона обошлась более мягкими формулировками и полным отсутствием каких-либо упоминаний в отношении официальных государственных органов.

Всё это показывает, что Европа (Германия, как экономический драйвер союза) всё еще имеет порох в пороховницах, хотя и не стоит переоценивать его количество. Проблема же заключается в том, что за последние несколько лет проект Объединенной Европы столкнулся сразу с несколькими серьезными кризисами, которые поставили под вопрос его жизнеспособность.

Во-первых, проявилась проблема целеполагания и самого смысла существования Объединенной Европы. События начала 2020 года продемонстрировали, что настоящего объединения давно не существует, а некоторые страны даже стремятся к получению большей самостоятельности, отгораживаясь от своих европейских соседей.

Во-вторых, пандемия коронавируса дала понять, что Европа не имеет единого наднационального лидера или «управляющей организации», которая могла бы выстраивать долгосрочные цели развития и корректировать курс в зависимости от изменений мировых трендов. Сегодня Евросоюз напоминает известную басню И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак».

В-третьих, ситуация усугубляется кризисом геополитической субъектности. Европейский союз лишился своей миссии по распространению «света и культуры» в варварские края. Отсутствие глобальной идеи привело к утрате европейской идентичности. К настоящему моменту европейская традиция полностью деградировала.

Таким образом, перспективы пересобрать из расколотого и стагнирующего Европейского союза новый геополитический центр, способный составить конкуренцию Китаю, выглядит не более, чем глупый анекдот. Европейский проект находится в самом тяжелом положении за всё время своего существования и речь идет не о гегемонии, а о выживании.

 Последние новости Беларуси и мира