Возможные последствия чрезвычайного саммита ЕС по выборам в Беларуси

Возможные последствия чрезвычайного саммита ЕС по выборам в Беларуси

На фоне протестов в Беларуси, развернувшихся на территории всей страны, европейские политики обрушились с критикой на официальный Минск. Варшава предложила созвать заседание Евросовета, чтобы поддержать белорусов в “их стремлении к свободе”, Берлин выдвинул требования освободить всех политзаключенных, включая активистов и журналистов. Такие же заявления прозвучали в Чехии, Прибалтике, а также в США, где выборы признали “несправедливыми и несвободными”.

Чрезвычайный саммит ЕС по выборам в Беларуси: последствия

На данный момент нельзя предсказать, какая именно оценка будет дана белорусским выборам со стороны Евросоюза. Речь может идти только о тональности, которая однозначно окажется негативной, что видно не только по предыдущим заявлениям, но и является традиционной реакцией на избирательную кампанию в Беларуси. С другой стороны, по этому же принципу, нельзя говорить о каких-либо совсем страшных последствиях в отношении Александра Лукашенко и остального политического истеблишмента.

Европейский союз, кроме показательной критики, имеет в своем распоряжении только один инструмент – санкции, причем не общенациональные, потому что для их введения нет подходящего повода, а точечные, направленные против президента и руководства Республики Беларусь. Такая ситуация откатит диалог с Западным сообществом еще на несколько шагов назад, но после событий 9-11 августа, когда на улицах Беларуси происходили настоящие боевые действия, это уже не кажется чем-то опасным, потому что отношения испорчены в любом случае.

По мнению некоторых оппозиционных экспертов, санкции против окружения президента могут спровоцировать отступничество и переход чиновников на сторону протеста. Такая позиция тоже является маловероятной по нескольким причинам:

Во-первых, максимальное морально-психологическое напряжение было достигнуто в первые дни массовых акций протеста, поэтому все потенциальные перебежчики должны были проявиться еще тогда, но таких не оказалось, как минимум, публично об этом заявлено не было.

Во вторых, для руководства Республики Беларусь точечные санкции однозначно являются меньшим злом, чем победа оппозиции с последующей люстрацией всей вертикали власти. Кроме того, против действующей “верхушки” будут возбуждены вполне реальные уголовные дела.

Как будут развиваться отношения Беларуси и Евросоюза в дальнейшем?

Некоторое время, как это было и ранее, Европейский союз будет выражать белорусской власти ноту протеста, что продиктовано европейской идеологией и внешнеполитической стратегией. Как известно Евросоюз позиционирует себя в качестве одного из флагманов так называемого просвещенного мира, который выступает в защиту гражданских прав и свобод. При этом критика Лукашенко будет постепенно отступать, а белорусско-европейский диалог возобновится.

Дополнительно стоит отметить, что насилие на улицах Беларуси происходит с обеих сторон. Не только сотрудники правопорядка применяют силу к протестующим, но и сами активисты нападают на силовиков. Мы видели как они возводят баррикады, используют пиротехнику, а это уже нельзя назвать мирным протестом. Поэтому, как бы то ни было, осуждение белорусской власти со стороны Евросоюза не является правомерным в полном смысле этого слова.

Мы знаем о том, как поступают с протестующими на несанкционированных акциях в той же Франции или Германии, как жестко разгоняют людей в Польше. Никто не оправдывает Лукашенко, он тоже не подарок, но важно понимать, что нападки Евросоюза больше напоминают политику двойных стандартов. То, что в других странах считается сохранением правопорядка, конституционного строя и демократии, у нас называют произволом властей.

Фото: Газета.ру

 Последние новости Беларуси и мира