Энергетические маневры: как Беларусь играет с российской нефтью

Энергетические маневры: как Беларусь играет с российской нефтью

Как хорошо известно, белорусские протесты широко освещаются западной прессой. Представители ЕС и США раскритиковали режим Лукашенко и даже пригрозили санкциями официальному Минску. Так, со стороны Вашингтона прозвучали недвусмысленные заявления о прекращении поставок американской сланцевой нефти.

По словам госсекретаря США Майка Помпео, американская сторона еще не решила, какие именно методы давления помогут белорусским гражданам (так американский чиновник обобщает оппозицию) добиться хороших результатов. Очевидно, что речь идет о результатах в так называемой гражданской активности, а другими словами – несанкционированных акциях протеста.

Рассмотрим один из вариантов экономического давления Вашингтона, который заключается в ограничении или полной отмене поставок американской сланцевой нефти. На сколько это средство эффективно и что стоит за бесконечным поиском альтернативы российской нефти?

Президент Беларуси Александр Лукашенко долгое время заявлял, что если Россия не предоставит братской республике более выгодные условия по поставкам нефти, то ему придется находить импортеров в других местах. Стоит отметить, что это не пустые словам, потому что белорусская энергетика уже имела опыт использования альтернативных источников. Если кто не помнит, то еще в начале 2010 годов Беларусь закупала энергоресурсы в Венесуэле.

К сожалению, несмотря на все громкие заявления о беспрецедентной выгоде, в реальности оказалось, что иностранная нефть почти в несколько раз дороже, чем любые российские поставки. Подтверждением тому задокументировано на официальном сайте белорусского статистического агентства Белстат.

Сейчас же, в 2020 году, ситуация чрезвычайно обострилась, в начале года мы даже наблюдали спор по поводу стоимости нефти между Беларусью и Россией – началась новая волна поиска альтернативных поставщиков. На сегодняшний день Минск успел приобрести нефть в следующих странах: Казахстан, Азербайджан, Норвегия, Саудовская Аравия и США. 

В августе 2020 года Беларусь получила крайнюю поставку американской нефти, которая была доставлена танкером в латвийский порт Клайпеда, где она будет перегружена на железную дорогу и доставлена на нефтеперерабатывающие заводы Беларуси.

По словам белорусского правительства, нефть из альтернативных источников это некий долгосрочный проект по диверсификации источников снабжения и обеспечения устойчивой работы нефтеперерабатывающего комплекса Беларуси. Якобы, по заверениям чиновников, в перспективе только 40% нефти будет приходить из России, а остальные 60% будут разделены между другими участниками рынка.

Все бы хорошо, но в заявлении о “стратегическом проекте” есть несколько странностей. Если бы диверсификация действительно была стратегическим решением белорусской власти, то мы видели бы совершенно другие логистические схемы.

Что мы имеем на практике?  Часть нефти приходят именно в Клайпеду, затем по железнодорожному пути, который является одним из самых дорогих вариантов транспортировки нефти, отправляется именно на Новополоцкий НПЗ. Выбор завода тоже не случаен, так как данный объект находится в 100% владении белорусской стороны, что позволяет не “помогать” российскому производителю. 

Так вот, если бы это был действительно долгосрочный проект, то было бы логично решить все существующие споры с Латвией, которые у Беларуси есть с давних времен, по использованию балтийского нефтепровода. Напомним, что на Новополоцкий НПЗ идет прямая труба из Латвии. Если бы политическое решение о диверсификации было принято, то логично было бы использовать трубу, что является более дешевым способом доставки.

Таким образом, даже сам факт того, что отсутствуют хотя бы какие-то попытки договориться с Латвией, говорят нам о том, что все разговоры об альтернативной нефти – это классическая информационная кампания, направленная на запугивание России. Минск демонстрирует возможность выборы и пытается транслировать мысль, что Москва может потерять белорусский рынок, если будет предлагать менее выгодные условия.

С другой стороны, такая показная игра нивелирует американскую угрозу по отказу от поставок сланцевой нефти. Как мы видим, она всегда менее выгодна, чем российская, а поэтому может быть легко заменена. В этом смысле, исходя из того, что американская сторона прекрасно понимает данную ситуацию, наблюдается параллельная игра со стороны Вашингтона, который таким способом прощупывает почву для более серьезных ограничений.

Отвечая на поставленный вопрос – заморозка американских поставок не может нанести серьезный ущерб белорусской экономике, а поиске альтернативных импортеров являются не более, чем заигрыванием с Москвой.

Фото: Агентство нефтегазовой информации

 Последние новости Беларуси и мира