Беларусь и «Газпром» просчитывают риски поставок по газопроводу “Ямал-Европа”

Беларусь и «Газпром» просчитывают риски поставок по газопроводу "Ямал-Европа"

В своем новом меморандуме, приуроченном к выпуску еврооблигаций, «Газпром» заявил о нарастающих факторах риска поставок через белорусский участок газопровода «Ямал-Европа». Аналитики компании связали это с нестабильной политической ситуацией в республике. Неопределенность касательно ее разрешения, по мнению «Газпрома», увеличивает и риски осложнений в двусторонних отношениях. Между тем, сегодня стороны ведут переговоры о цене на газ с 2021 г.

Как опасения “Газпрома” о вероятном срыве поставок российского газа, отраженные в новом меморандуме, могут повлиять на белорусский и европейский энергетические рынки?

Для начала нужно понимать, что это не просто заявление, а один из рисков, который прописан в проспекте к облигациям, и это достаточно стандартная практика, когда даже очень-очень маловероятные вещи все равно включаются в такой документ. Тем самым компания, которая размещает долговые обязательства на рынке, с одной стороны, извещает инвесторов о том, что такое в принципе может быть, а с другой стороны, в каком-то плане предупреждает их и снимает с себя ответственность.

Если мы говорим о том, могут ли возникнуть риски для прерывания поставок через систему «Ямал-Европа», то эти риски по-прежнему остаются крайне низкими. Можно привести пример не только Беларуси, но и Украины, где при ненамного лучшей политической ситуации и очень серьезном ухудшении отношений с Россией в 2014-2019 гг., в условиях вооруженного конфликта, тем не менее, транзитные поставки осуществлялись абсолютно стабильно без каких-либо сбоев.

К каким последствиям для «Газпрома» может привести срыв поставок российского газа по белорусскому участку газопровода «Ямал-Европа»?

В условиях текущей конъюнктуры рынка у «Газпрома» есть профицит мощностей, которые позволяют ему перебрасывать эти поставки. Соответственно, сложно предположить, что это приведет к какому-то существенному ухудшению ситуации для «Газпрома» и невыполнению им контрактных обязательств. Например, «Газпром» может переправить этот поток через украинскую ГТС. В условиях сохранения не очень высокого спроса в Европе и достаточно высоком уровне наполнения газохранилищ это не будет проблемой.

Важно понимать, что в перечислении этих рисков речь идет о возможности краткосрочного прерывания: никто не обсуждает ситуацию, когда проблемы с транзитом могут затянуться на месяцы. В этих условиях я бы вообще не говорил о том, что это может привести к какого-либо рода проблемам, даже если предположить, что такое прерывание может возникнуть по причине технической неисправности. Это гипотетическая и очень умозрительная ситуация.

Другими словами, это именно перечисление рисков в проспекте к облигациям. То есть, «Газпром» просто считает этот риск не то чтобы существенным, но в принципе возможным, и, если вы посмотрите проспект, то таких рисков там указано достаточно много, и это просто один из маловероятных сценариев.

В тексте использованы материалы Евразия.Эксперт

 Последние новости Беларуси и мира