Постепенная радикализация протестов играет против белорусской оппозиции

Постепенная радикализация протестов играет против белорусской оппозиции

Продолжающиеся третий месяц протесты в Беларуси всё больше радикализуются. Шествия выходного дня сопровождаются открытыми нападениями на административные здания, а сотрудники силовых ведомств фиксируют преступления, которые можно квалифицировать, как экстремизм. При этом лидеры оппозиции продолжают настаивать, что акции носят исключительно мирный характер, а всё приведенные данные не более, чем провокация со стороны властей.

Однако по данным Генпрокуратуры, к концу октября по факту массовых беспорядков, совершения насилия в отношении сотрудников милиции и должностных лиц возбуждено более 650 уголовных дел. При этом главный прокурор Андрей Швед заявил, что в республике уже давно нет мирных протестов, а идет война. В этом смысле по некоторым установленным фактам поставлен вопрос о квалификации правонарушений, как терроризм со всеми вытекающими последствиями.

Подобные заявления имеют под собой основание, потому что за последнее время по стране прокатилась волна диверсий, в том числе на транспортных путях. На дорогах стали перекрывать движение, поджигать покрышки, обрезать электричество, отключать светофоры и даже забрасывать “коктейлями Молотова” муниципальные здания. К счастью, пока обошлось без жертв и серьезных последствий, но само по себе происходящее является крайне показательным.

Это не могло не вызвать соответствующую реакцию со стороны действующей власти и профильных ведомств. Так, например, в наиболее сложные области – Брестская и Гродненская – были направлены экс-глава МВД Юрий Караев и экс-глава КГБ Валерий Вакульчик, которым поручено навести порядок в западной части страны. Кроме того, поменялось и отношение к самим протестующий, теперь подобные выходки не остаются без внимания и приравниваются к терроризму.

По словам того же Караева, милиционерам ожесточенно противостоят специально подготовленные “спортивные молодые люди, футбольные фанаты”. Многие из них хорошо осознают ответственность за свои поступки, но продолжают дестабилизировать ситуацию. Экс-глава МВД неоднократно отмечал, что на территории Беларуси всё еще работают иностранные кураторы, а огромные группы нелегальных мигрантов-провокаторов регулярно задерживает пограничная служба.

С другой стороны, постепенная радикализация протестов может сыграть на руку белорусской власти, потому что откровенный экстремизм некоторых участников акций, совершающих диверсии, хорошо отражает истинные намерения лидеров бчб-оппозиции и способствует консолидации общества вокруг государства. Власть получает дополнительную легитимность на применения силы, а последующие задержания уже не вызывают того возмущения, что возникало в первые месяцы.

Из толпы отсеиваются зеваки и неопределившиеся, а  массовость акций постепенно снижается, что повышает концентрацию наиболее радикальных представителей. Это позволяет белорусской власти вполне обоснованно заявлять о применении более жестких мер по наведению общественного порядка. В ход может пойти даже введение комендантского часа на территории всей страны или в проблемных регионах. Однако о степени эффективности таких мер говорить не приходится.

Фото: Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира