Интеграция не на словах: чего ждать от Лукашенко, и зачем ему вторая АЭС?

Интеграция не на словах: чего ждать от Лукашенко, и зачем ему вторая АЭС?

Недавно мы рассказывали о том, как президент Беларуси Александр Лукашенко уколол своих зарубежных партнеров заявлением, что в стране следует построить еще одну АЭС. Напомним, Литва, Латвия и Эстония отказываются примириться с запуском белорусской атомной станции и обвиняют её в несоблюдении требований по обеспечению безопасности. Официальный Минск все обвинения отрицает и уже совершил запуск первого энергоблока.

Очевидно, что обращение белорусского лидера было направлено как внутренней (мол, вон, как страна развивается – одну АЭС открыли, сейчас вторую “забабахаем”, а не ваша оппозиция, которая всё разрушает), так и внешней аудитории. Последнее – международным партнерам и соседям по региону, которым придется теперь закупать более дорогую электроэнергию в Европе и кусать локти из-за того, что политическая повестка пересекается с экономической целесообразностью.

Кроме того, на громкое заявление Лукашенко отреагировали в России, заявив, что они готовы принять участие в строительстве еще одного объекта. При этом важно отдавать себе отчет в том, что ответ российской стороны не является коммерческим предложением, а всего лишь ответный ход на подачу президента Беларуси. В Москве понимают, что Минск не сможет профинансировать строительство еще одной станции, потому что не расплатился по предыдущему кредиту.

Другой вопрос заключается в энергопотреблении, потому что на сегодняшний день Беларусь не знает куда ей девать электричество даже с одной станции. Понимал ли это Лукашенко с самого начала, когда планировал БелАЭС? Кому он рассчитывал продавать энергию? Очевидно, что изначально белорусский лидер собирался значительно увеличить энергопотребление внутри страны через развитие собственной экономики. Однако тут что-то пошло не так… Теперь излишки просто некуда девать.

В этом смысле заявления о строительстве еще одного объекта трудно воспринимать в качестве чего-то серьезного и долгоиграющего. Для начала необходимо разобраться с тем, что есть, а это значит – восстановить сотрудничество со странами Прибалтики, либо заняться развитием собственной экономики, наращивая при этом двусторонне сотрудничество с Россией. Какой вариант выберет Александр Лукашенко известно только ему, но понятно, что это будет не новая станция.

Наиболее перспективным вариантом является наращивание сотрудничества с Россией, что и происходит на практике. Например, еще в конце сентября Лукашенко предложил построить грузовой терминал в Ленинградской области и оплатить его деньгами с российского кредита, сэкономленными на строительстве БелАЭС. Москва рассматривает такой вариант в качестве приемлемого, а поэтому можно думать над тем, чтобы начать договариваться о продаже излишком электричества в Россию.

Таким образом, заявление о строительстве второй атомной станции со стороны Александра Лукашенко является не более, чем колкой фразой для обозлившихся соседей. Если говорить о реальном строительстве дополнительных мощностей, то для начала необходимо придумать, как будет реализовываться уже существующая электроэнергия. Одним их перспективных вариантов является расширение двустороннего сотрудничества с Москвой и договор об экспорте электричества в Россию.

Фото: Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира