Почему «Восточное партнерство» стоит пересмотреть или ликвидировать?

Почему «Восточное партнерство» стоит пересмотреть или ликвидировать?

Политическая ситуация в Беларуси и эскалация давних разногласий между Арменией и Азербайджаном могут привести к переосмыслению политики «Восточного партнерства».

То, что шесть стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина, — которые десять лет назад объединились в рамках этой инициативы для сближения с ЕС, находятся на разных этапах евроинтеграции, что в Брюсселе уже давно осознали. Однако никакие предложения, которые поступали из столиц трех членов «Восточного партнерства» Грузии, Молдовы, Украины и предлагали модифицировать сотрудничество в рамках инициативы в соответствии с амбициями и темпов евроинтеграции ее участников, не находили поддержки в Еврокомиссии.

Интересно, что предложение предоставить Тбилиси, Кишиневу и Киеву больше возможностей уже звучало в Европарламенте около года назад. Тогда по инициативе литовского евродепутата Андрюса Кубилюса была подготовлена стратегия для будущего «Восточного партнерства», которая заключалась в создании своеобразного трио для стран, уже подписавших с ЕС соглашение о зоне свободной торговли и получивших безвизовый режим. Эта стратегия подразумевала последовательное превращение постсоветских стран в новые прозападные демократии, опираясь на опыт тех стран Восточной Европы, входящих в ЕС.

Авторы стратегии предлагали сотрудничать с Грузией, Молдовой и Украиной и быстрее сближаться с ЕС при условии успешных реформ. Стратегия предполагала, что ЕС ответит на конкретные итоги этих реформ и предложит странам «Восточного партнерства» действенные инструменты для достижения ключевой цели евроинтеграции — вступления в Евросоюз.

Так же неохотно комментировали в Брюсселе инициативу экспертной среды дополнить «Восточное партнерство» безопасности измерением. Ведь на тот момент пять из шести стран имели на своих территориях замороженные конфликты. Эту инициативу обнародовали накануне саммита лидеров ЕС, который летом этого года из-за пандемии коронавирусной болезни состоялся в режиме онлайн. Но во время этого общения о дополнении инициативы вопросами безопасности речь не шла. Участники саммита договорились встретиться в 2021 году уже в очном формате и тогда подробнее поговорить о будущем «Восточного партнерства».

Однако все инициативы были встречены без особого энтузиазма. Неофициально еврочиновники говорили, что всё произойдет, но для этого необходимо время и ресурсы. При этом на практике понятно, что сама идея “Восточного партнерства” не предполагает дальнейшей интеграции в рамках Евросоюза, а существование проекта необходимо лишь для того, чтобы удерживать эти шесть стран в зоне европейского влияния. Поэтому предлагаемые проекты не рассматриваются, как потенциальные решения для будущей реформы, а также не ставится вопрос о реальной евроинтеграции.

Похоже, что в нынешнем формате «Восточного партнерства» нет совершенно никаких преимуществ, особенно ярко это проявилось на фоне недавних конфликтов как на территории Беларуси, так и в Нагорном-Карабахе. Минск уже заявил, что участие в проекте “Восточного партнерства” для него не критично, намекая на то, что пора бы завязывать с бесперспективным сотрудничеством (особенно после того, как Брюссель проявил своё настоящее отношение к Беларуси). Теперь стоит дождаться, пока с такими же инициативами выступят Армения и Азербайджан, тажке сумевшие убедиться в бессмысленности этого проекта.

Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира